Думиничская районная газета Калужской области Газета издается с 14 сентября 1930 года
23 апреля 2019, вторник 09:21

Классическая проза - это всегда интересно

Классическая проза  - это всегда интересно
04.04.2019

Традиционный конкурс чтецов «Живая классика» прошел 19 марта. В хорошо известном зале отдела образования собрались любители словесности из 9 школ, декламаторы «со стажем» и новички, всего 24 человека, плюс наставники-педагоги.

Отсутствие учащихся начальных классов и тем более детсадовских малышей объясняется сложностью работы с прозой, высокими требованиями к литературному материалу и его усвоению.

Членами экспертной группы, конечно же, приветствовался творческий подход к выбору текста. Часто используемые в таких случаях произведения оценивались несколько ниже. И наоборот, более свежие, не из привычного «списка» котировались выше.

За выступления начислялись балы (от 0 до 5) за эмоциональное воздействие на слушателей, грамотность речи, дикцию и т. д.

Первой выступила восьмиклассница Брынской школы Дарья Непомнящая. Ее «Белые цветы» - сказка с философским смыслом, этакое «поучение в примере», как говорил В.Даль, то есть притча. Перечитав ее еще и дома, я открыл для себя Светлану Савицкую — не ту, которая женщина-космонавт, а другую, писательницу.

Выбор произведения прекрасный — уже как заявка на победу. Боюсь ошибиться, но чувствуется рука педагога Елены Алексеевны Ильюхиной, которая рядом болела за подопечную.

Каждый исполнитель имел свой подход к декламации, и порою они очень даже разнились. Иногда чтец чересчур спешит поделиться своим текстом, буквально «выстреливает», что не способствует высоким оценкам. Но был и прямо противоположный пример: одна девушка для пущего эффекта театрально затягивала в общем-то необходимые паузы. Мне кажется, всё хорошо в меру.

Как бы ни был огромен выбор, без повторов не обошлось: сначала ребята продублировали «Сочинение» Леонида Каминского, потом - «Монолог слепой девушки» Татьяны Седых. У первых я отдал бы предпочтение Арине Лебедевой (Новослободская СОШ), у вторых — Юлии Чикуреевой (Чернышенская школа).

В повторениях есть и положительная сторона: легче сравнить выступающих, особенно если они идут подряд, как и было однажды. Вот и на этот раз кто-то подошел к прочтению более серьезно, лучше подготовился, прочувствовал, «вжился в образ». Другой же или сам особых эмоций не испытал, или не смог донести их до слушателей.

Кстати, об эмоциях и их проявлениях: жестах, мимике, блеске в глазах. Отсутствие или недостаточность этих необходимых элементов в некоторых выступлениях все же следует признать. При том, что произведение обычно изобилует переживаниями, буквально «кричит». Взять хотя бы рассказ «Волки» Сергея Куцко, который звучал на конкурсе. Ведь там в лесу разыгралась драма, едва не трагедия. Можно ли с таким текстом остаться равнодушным?

Очень неплохо справилась с задачей Анна Гурина из Думиничской СОШ №3. А рассказ Паустовского «Корзина с еловыми шишками» довольно сложен, в том числе из-за длины пути к интереснейшей развязке. Вторую часть декламации удачно сопровождала музыка Грига, ведь именно композитор - главный герой повествования. А оно вовсе не о корзине, которую Эдвард помог поднести до дома лесника, оно о возвышенном, о связи великого и простого в нашей жизни.

Перекликается с предыдущим рассказ Елены Габовой «Не пускайте Рыжую на озеро» - яркий пример взаимоотношений в детской среде, но, как оказалось, слегка проблемный для заучивания. Тема злободневная — школьники травят свою одноклассницу, она же стоически терпит такую несправедливость. Финал неожиданный: рыжая Светка стала певицей, восходящей звездой сцены. Один из бывших мучителей, случайно попав на ее концерт, «посыпает голову пеплом»: «...Светка оказалась золотой. А рыжие мы. Весь класс рыжий». Поучительно.

Очень мне понравилось выступление Анны Фрольцовой из Чернышенской школы. Рассказ Владимира Железникова «Три ветки мимозы», видимо, из того самого затертого «списка», но детские чувства тронули до глубины души. Благодаря своей непосредственности, сопереживанию, которое было написано на лице, Аня заставила меня по-новому взглянуть на известное произведение. Молодец!

Юлия Чикуреева на подобных конкурсах не новичок. Она девушка эмоциональная, читает трогательно. И на этот раз выступила хорошо, без сбоев.

Софья Большая из Паликской школы №2 позабавила рассказом Оскара Ремеза про театральную бабушку Ягу. Соня из 6 класса, а переживания ее героини и вовсе на уровне малышей-дошкольников: «...Бедная бабушка! Из-за мандаринов на ТАКОЕ пойти!»

Юмористическую тему не обошли стороной многие ребята. Дмитрий Бушуев (Палики №2) со свойственной ему экспрессией разыграл, буквально прожил, динамичную сценку из Ивана Куприна «Как профессор Леопарди ставил мне голос». Да, это был небольшой спектакль, где Дима декламировал и за начинающего вокалиста, и за профессора Леопарди, который вместо учебы учинил экзекуцию.

Трогательно рассказала про собаку-волка Казана девятиклассница Юлия Оцебрик из первой городской школы. А Ксения Фомина (тоже ДСШ №1) со сдержанной тревогой поведала о ночных блужданиях девочки-гимназистки.

Были и другие интересные монологи, отрывки из повестей, но нет возможности остановиться на каждом участнике, каждом выходе. Ксения выступала последней. После этого эксперты удалились на совещание, а внимание ребят заняла библиотекарь Татьяна Самонова - она читала стихи российских поэтов.

Но вот итоги готовы. Неизменный член жюри Елена Козлова поблагодарила участников конкурса за настоящий праздник литературы, за прекрасную прозу. «Это было очень интересно», - добавила она.

В заключение Елена Ивановна пожелала ребятам хорошего окончания учебной четверти. И сразу приступила к награждению. Призера три, на первый-второй-третий их не делили. Сначала памятные дипломы получили Дарья Непомнящая (Брынь) и Анна Гурина (СОШ №3). Потом Елена Козлова посмотрела на Дмитрия Бушуева (Паликская СОШ №2) и с улыбкой сказала: «Ну, выходи уже!» Дмитрий всегда чем-нибудь приятно удивляет, он постоянно среди победителей, все к этому привыкли, поэтому и отношение особое. Уверен, что парень нас еще порадует.

Александр Капцов.

Написать комментарий: