Думиничская районная газета Калужской области Газета издается с 14 сентября 1930 года
10 декабря 2024, вторник 23:25

А дорога серою лентою вьется…

А дорога серою лентою вьется…
24.10.2024

Если не за рулем, водитель может ответить по телефону, при необходимости дать справку. И эта связь давно стала больше, чем просто мобильная. Думиничане уже не представляют родной поселок без Михеевых, а те, в свою очередь, ценят доверие земляков, их привычку к комфортному и надежному перемещению в пространстве. Поэтому стараются работать добросовестно, без нареканий.

36-й год на автобусе

Михаил Михеев родился в Николаевке, в которой уже тогда не было и одного десятка домов. Как бы там ни было, но первые 18 лет Михаил прожил именно там. И сейчас вспоминает о деревне с ностальгической грустью, как о детстве, которого не вернешь.

Учиться ходил в Сяглово, а 9 и 10 классы оканчивал в Уруге Сухиничского района. Тогда же летом, на каникулах, дважды поработал помощником комбайнера на уборочной. Окончив школу, получил вместе с аттестатом и права тракториста. И даже использовал их: около полугода трудился в колхозе «Мир» по этой специальности.

Потом парня вызвали в военкомат и настойчиво предложили выучиться на шофера. Новую техническую специальность постиг в Кирове - в начале 1985 года приобрел желанный документ. С тех пор вот уже почти 40 лет он водитель и нисколько об этом не сожалеет.

Других «университетов» герой нашего рассказа не оканчивал. Но можно ли сказать, что за прошедшие годы он не вырос, что застыл в одной поре, что просто крутит баранку. Отнюдь нет. Не менее половины из этих 40 лет Михаил совмещает шоферство с руководством своей небольшой «фирмой». Предоставляет думиничанам услуги пассажирских перевозок и заслужил уважение людей.

Помню, как в феврале нынешнего года Владислав Шапша вручил Михаилу Николаевичу Благодарственное письмо за активное участие в сборе гуманитарной помощи для бойцов Вооруженных сил РФ. Это не единственная награда. Есть Почетная грамота губернатора, именные часы. Это оценка заслуг и того пути, который он прошел.

А началась его жизненная дорога в Николаевке. Новоиспеченного водителя встретили там с радостью – председатель колхоза дал Михееву машину ГАЗ-53, и до поздней осени Михаил на ней работал. Потом его призвали в армию. Служил 2 года на Украине, в Черниговской области. И тоже шофером.

Вернувшись домой, устроился уже на Думиничскую автобазу. Разумеется, и жить перебрался в райцентр. Поначалу трудился по командировкам на «Колхиде» - развозил заводские трубы и фасоны по всему Советскому Союзу. «Интересно было - ездили всюду. Уже тогда я страну посмотрел» - вспоминает Михаил Николаевич.

За безопасность поездки отвечает, прежде всего, водитель. Начальство автобазы быстро оценило основное качество Михеева - его надежность. Он всегда был готов к поездке. Поэтому уже через год его перевели на автобус. Так с 1988-го этот вид транспорта стал для Михаила единственным.

Начал Михеев с «ПАЗика», а через пару лет пересел на вместительный «Турист»: ему доверили рейсы на Калугу. Иногда и в Москву приходилось ездить.

Решение уйти «на вольные хлеба» появилось не вдруг. Первоначальный толчок пришел со стороны. Это был просто совет, но с предложением содействия. Михаил задумался: «А почему бы и не попробовать?» В автобазе он неплохо зарабатывал. И все же о новой технике мечтать не приходилось. Разведал в столице на одном из заводов видавший виды «Икарус» и приобрел его. Потом долго доводил автобус «до ума» - ремонтировал, то тут, то там подваривал кузов.

Ездить стал на Москву - разумеется, не каждый день, а два раза в неделю. Пока существовала автобаза, рейсы на Калугу делали бывшие коллеги. Когда же она перестала существовать, забот Михееву прибавилось.

За годы работы пришлось побывать и за границей - в Литве, Польше, не говоря уже о Белоруссии. Кроме лицензии по России, у Михаила Николаевича давно уже есть и другая - международная.

На выходные нередко появлялись заказы на деловые или туристические поездки. Как-то раз возил в Москву даже сотрудников областной администрации. Такие «культпоходы» возможны не всегда. Главное - рейсы по расписанию, которого следует строго придерживаться. Впрочем, проблема трудного выбора осталась в прошлом, уже не те времена, когда автобус у Михеевых был единственным. Важно и то, что в 2009-м сын Олег получил права категории «Д» (обычные уже были). Поэтому мог подсобить. А уж после службы в армии он и вовсе взялся работать на равных.

«От осинки не родятся апельсинки»

Олегу Михееву 35 лет. Его любимое воспоминание связано с техникой. С удовольствием рассказал, как в раннем-раннем детстве сидел за рулем автобуса, силился дотянуться до педалей, злился, что пока не получается. Вот так же сейчас и его годовалый сын Иван уже любит рулить.

Еще помнит, как с улицы Рокоссовского (там они жили) бегал на Пролетарскую, на развилку, что на горке - встречал отца с рейса. А сам ездить тоже научился рано. Поначалу под присмотром… «Управлять очень нравилось, - говорит он. - И сейчас нравится! Как говорится, от осинки не родятся апельсинки».

После средней школы Олег в Калуге поступил в филиал Северо-Западной академии государственной службы и в 2011 году успешно ее окончил. Учился по специальности «Менеджмент организаций», а специализация - «Предпринимательство». Казалось бы, это как раз то, что нужно. Однако не всё так просто. Олег признался, что многое пришлось постигать уже потом, вне стен вуза. Например, ту же технику безопасности…

После академии Михеева-младшего призвали в ряды ВС. Служил один год в Козельской ракетной дивизии РВСН. И опять-таки водителем!

А вернувшись домой, подключился к семейному бизнесу уже по полной программе. Фронт его работ довольно обширный: механик, инженер по ТБ и, конечно, водитель. А еще Олег ведет документацию - отчеты для налоговой и другие «бумажки». Впрочем вовсе не «бумажки», всё это давно уже делается в электронном виде. Отец с компьютером не очень дружит, поэтому с удовольствием делегировал эту часть работы молодому поколению.

И все же главный в «фирме», конечно, Михаил Николаевич. С Олегом мы уже разговаривали, когда он прибыл из калужского рейса. Сын глянул в окно и полушутя-полусерьезно промолвил: «Директор подъехал». Увидев мой недоуменный взгляд, Олег пояснил: «До пяти часов он директор. Требовательный и достаточно строгий. А потом - любимый папа».

Времени свободного на увлечения у Олега практически не остается. Вообще-то ему нравится путешествовать - изъездил уже всю центральную Россию, несколько раз был в Белоруссии. Но ведь всё это лишь благодаря работе!

Он не против порыбачить, любит мотоцикл… Возможно, то или другое могло бы стать настоящим большим хобби… Если бы не дефицит времени. Уж очень Михеевы «завязаны» на рейсах, пассажирах, заказах. И за этот прекрасный полезный фанатизм огромная им благодарность от думиничан.

А ведь оба еще и люди семейные, хозяйственные. И это тоже ежедневно требует времени. Впрочем, отец иногда все же умудряется организовать для себя тайм-аут. Этот перерыв длится около недели. Пассажиры не страдают: Олег берет всё на себя. А «директор» успевает отдохнуть на юге, где-нибудь на Кавказе - уж очень любит горы, это его единственная слабость.

Напряженный труд, верность делу, своему выбору - всё это приносит материальные плоды. В том числе и по части техники. Сейчас у Михеевых автобусы на любой вкус и размер - 4 единицы. Только один имеет возраст около 30 лет. Но и он в прекрасном состоянии - вот что значит хозяйские уход и забота. «Да я не засну спокойно, если знаю, что с техникой что-то не так!» - говорит Михаил Николаевич.

Еще два автобуса - до 10 лет. Один же туристический красавец и вовсе приобретен недавно - совсем новый. Да к тому же - повышенной комфортности. Поэтому и пользуется особым спросом.

У Олега про награды даже не спросил - молод еще. Но я уверен, они будут обязательно. Сын от отца нисколько не отстает. В том числе и в посильной помощи фронту. Он тоже участвует в сборе посылок для бойцов.

Как-то так вышло, что оба признались в нелюбви к монотонной работе. Я за это зацепился: «А как же дальние поездки? Ведь постоянно мелькают машины, знаки и прочая дорожная обстановка, приходится быть начеку, в напряжении. Это однообразие способно усыпить!» Михеевы не согласились. «А какие пейзажи за окном!» - сказал один. «Они же меняются, они разные! Нет, все же в рейсе интересно, не надоедает», - вторил ему другой.

Вот такие они дорожные фанатики в самом хорошем смысле, шофера до мозга костей. Не могут без своей работы, любят ее. А она любит их. Так пожелаем же нашим героям в День автомобилиста удачи и всегда «зеленой улицы»!

Александр Капцов.

Фото автора.

Написать комментарий: