Думиничская районная газета Калужской области Газета издается с 14 сентября 1930 года
11 июля 2025, пятница 05:55

Александр Милёхин: учитель и боец

Александр Милёхин:  учитель и боец
20.02.2025

Родом Александр Федорович из Мещовского района. В 1939 году он окончил в своем райцентре педагогическое училище и стал работать в начальных классах. Но в 1941-м его призвали на военную службу и направили в артиллерийский полк 10-й армии, которая на тот момент дислоцировалась в районе Бреста.

Первый орден

за поединок с танками

А вскоре началась война. Новобранцы даже не успели как следует освоить курс молодого бойца, а на них двигалась вооруженная до зубов армада гитлеровцев. Двадцатилетний Александр Милехин вместе во всеми этот вызов от фашистов принял.

«До войны меня учили не жестокости, а добру, но чтобы выжить, тоже приходилось убивать», - вспоминал позже Александр Федорович. И он бил по врагу из своей «сорокапятки», громил его хваленую технику. В пылу схватки о смерти просто некогда было думать.

Но силы не были равными, тот первый бой у стен Брестской крепости навсегда остался в памяти как чрезвычайно тяжелый. У артиллеристов не хватало снарядов, они попали в окружение, но стояли до последнего.

Не дрогнули даже тогда, когда стрелять из пушек уже было нечем. А танки всё ползли на их позиции. Вот один движется прямо на Милёхина. Сначала Александр немного растерялся, вжался в окоп. Тяжелая машина переехала препятствие, сильно осыпав солдата грунтом. Но боец быстро нашелся: стряхнул землю, встал и бросил вслед танку гранату. После взрыва он выглянул из своего укрытия - танк горел. Из открывшегося люка показалась темная фигура и тут же «сложилась», повисла вниз головой. Это не растерялся кто-то из соседей-артиллеристов.

После первой удачи у Милехина прибавилось уверенности. Как учили на недавних маневрах, он прикинул расстояние до новой цели, и сам пополз навстречу танку со связкой гранат, метнул ее под гусеницу. После взрыва машина развернулась боком и была добита другим советским бойцом. И здесь фашисты пытались спастись, но были расстреляны.

Александр Милехин видел, как в округе горели и другие танки - полк уничтожил немало техники и личного состава противника, но и сам понес огромные потери. О героизме артиллеристов в том бою не забыли. Пришло время, и грудь нашего земляка украсил орден Красной Звезды.

Рельсовая война

А потом был долгий, изнурительный, с боями, выход из окружения через леса и болота Белоруссии. Только в декабре их отряд (фактически остатки полка) уже на Смоленщине смог соединиться с кавалерийским корпусом генерала Белова, который был в рейде по тылам врага. (Кстати, этот корпус славно отметился на территории Думиничского района, в том числе на реке Жиздра.)

Вместе с удалыми конниками, уже весной 1942-го, вышли к своим. На этом карьера артиллериста для Милехина временно приостановилась. Его направили в 14-ю авиадесантную бригаду. Там прошел ускоренное обучение подрывному делу. Вскоре с группой диверсантов его забросили в уже знакомую Брестскую область. Там партизаны очень нуждались в специалистах по минному делу. Сам Милехин говорил, что попал в отряд «Черняка», который в других источниках значится как «Отряд имени Чернака». А базировался он в основном в Старосельском лесу.

В Белоруссии Александр Милехин был командиром одной из диверсионных групп, которая проводила подрывные операции на железных дорогах. Партизаны их отряда «работали» на ключевых участках Брест - Жабинка, Жабинка — Кобрин, Брест - Малорита и даже, как писал сам Милехин — Брест - Варшава.

Его группу называли интернациональной. В нее входили поляки (Гайда, Радванский), украинцы (Харченко, Квач), белорусы (Павлючик, Иванюк, Костючик), русские (Петр Евсеев и др.).

Команда Милёхина действовала смело, даже дерзко, и была очень удачлива — много раз выходила из почти безвыходных ситуаций. Хотя потери были и у них — погибли три боевых товарища.

Вот как вспоминал о результатах вылазок к железной дороге Александр Федорович: «Группа пустила под откос не один десяток вражеских эшелонов, подрывала машины с боеприпасами и фашистами. Несколько эшелонов удалось пустить под откос лично мне, большинство - с живой силой противника. Лично — это значит, сам минируешь и сам взрываешь».

Однажды группе Милёхина на участке Брест — Ковель удалось одной миной уничтожить два вражеских эшелона. Все потому, что после подрыва заряда под паровозом образовался большой затор из вагонов, в него врезался встречный состав и тоже пошел под откос.

А вот что писал в мемуарах о своих подрывниках один из организаторов партизанского движения под Брестом Иван Федорович Селивоник:

«При отряде было создано пять, а затем даже семь диверсионных групп, занимавшихся главным образом подрывом эшелонов. Лучшими минерами отряда были: Н. Квячевский, Н. Ткаченко, А. Милехин, А. Беляев, А. Антонюк, М. Миленчук, И. Козел, Т. Липинский, Калитченко, Зданевич, Харченко, Перегудов, Гайда, Пархоц и др. Все они имели на своем счету по нескольку подорванных вражеских эшелонов».

Как видим, в воспоминаниях, написанных независимо друг от друга, повторяются как минимум три фамилии, в том числе и наш Милёхин.

Фашистов тревожил рост партизанского движения вблизи Бреста. Они начали готовить карательную операцию. Для этого 2 августа 1943 года в деревни Озяты и Старое Село прибыло до 300 эсэсовцев. Но вовремя осведомленное командование партизан решило опередить карателей. В полночь на 4 августа отряд внезапно ворвался в Старое Село.

Командир Иван Селивоник в своей книге «Война народная, война священная» описал в том числе и результат этой дерзкой операции: «Бой продолжался до трех часов ночи. Мы заняли часть крестьянских дворов, в которых располагались фашисты, убили 22 и ранили более 15 гитлеровских солдат и офицеров. Партизаны в лагерь привезли один станковый и два ручных пулемета, более 30 винтовок, большое количество боеприпасов, обмундирования и продуктов.

Утром немцы подобрали своих убитых и раненых и ушли не только из деревни Старое Село, но и из деревни Озяты. В этом бою геройски погибли 6 наших товарищей. Все партизаны сражались мужественно, но особенно отличились командир взвода А. О. Пугач, командир роты Н. Сыдыков, политрук П. Евсеев, партизаны И. Г. Антонюк, В. И. Ласкович, Н. В. Лобик, пулеметчик Иван Ерошенко, моряк Николай (фамилию не помню), А. Беляев, А. Милехин, Якуб Козлов, Харченко, Гайда и другие».

И вновь белорусский ветеран войны через много лет помянул добрым словом не только нашего земляка Милёхина, но и некоторых его друзей из группы подрывников. Такие свидетельства важны, и знакомиться с ними очень приятно.

Направление — на Берлин

В декабре 1943 года Александр Милёхин по приказу командира передал группу партизан своему заместителю Владимиру Калитченко, а сам создал новую бригаду подрывников. Много славных дел было и на счету этой группы. Не раз над командиром свистели пули и осколки, однажды он чуть не погиб под падающими искореженными вагонами поезда, нередко приходилось отстреливаться от погони. Милёхину долго везло…

Но в марте 1944 года в бою у деревни Ор в районе Днепро-Бугского канала Александр Федорович был ранен. Ему оказали первую помощь, затем направили в тыловой госпиталь № 7476. На этом его партизанские дела закончились.

После излечения попал в действующую армию, участвовал в освобождении нескольких польских городов. Потом в составе 160-й стрелковой дивизии в качестве артиллериста очищал от фашистской нечисти и немецкую землю.

Его последним боем стал штурм в апреле 1945 года Зееловских высот на подступах к Берлину. Гитлеровцы защищались яростно, временами переходили в контратаки. Из орудия в 45 мм трудно пробить броню «Тигра», но Милёхин дождался удобного момента, когда танк при маневре «показал бок». Выстрел — глухой разрыв снаряда... И «Тигр» густо задымил.

Но нашу пушку уже заметил внезапно появившийся «Фердинанд». Александр наблюдал его через панорамную трубку, судорожно ловил самоходку в перекрестие прицела. Два выстрела грянули почти одновременно. «В глазах всё поплыло и перекосилось, а сознание померкло», - так описывал артиллерист свое второе и последнее ранение, точнее, сильную контузию.

Кстати, самоходка была уничтожена. Наше орудие — тоже. При этом убит правильный, ну и Милёхин попал в медсанбат. Потом был госпиталь, а демобилизовали из армии в конце 1946 года.

Свой воинский труд Александр Федорович называл скромным. Тем не менее, кроме первого ордена, он был награжден еще тремя: Отечественной войны I степени и двумя — Красного Знамени. Медалями тоже не обижен, в том числе — «За Отвагу».

Педагог с фронтовым

опытом

Началась мирная жизнь, для которой он выбрал Думиничи. Пришлось вспомнить о профессии учителя, начал работать. А заочно окончил педагогический институт и потом еще 30 лет преподавал в Думиничской средней школе имени Н.В.Корнева сначала математику, а потом и физику.

Его личная жизнь сложилась удачно: женился, с супругой Еленой Александровной, тоже учителем, вырастил двух сыновей — оба получили высшее образование. На пенсии бывший боец растил внуков и занимался хозяйством в своем доме на улице Пушкина.

Александр Федорович участвовал в общественно-патриотической работе. На Уроках Мужества рассказывал ребятам, как нелегко далась Победа, скольких боевых товарищей потерял за огненные годы борьбы с фашизмом. Особенно часто вспоминал дела партизанские. То же самое он делал и в Белоруссии, куда ездил уже в мирное время для встречи с однополчанами и красными следопытами. Наверное, и сейчас в школьных музеях Бреста хранятся материалы об отряде имени Чернака, где есть фото и фамилия нашего бывшего учителя Александра Федоровича Милёхина.

Александр Капцов.

Автор благодарит

библиографа Светлану Зайцеву за предоставленные материалы.

Написать комментарий: