Думиничская районная газета Калужской области Газета издается с 14 сентября 1930 года
10 декабря 2018, понедельник 14:14

Огненный таран

Огненный таран
08.02.2018

Сколько же их, канувших в никуда, заслуживших бессмертие и вечную благодарность потомков!

Поисковому отряду «Следопыт» Паликской СОШ №1 удалось вернуть из забытья несколько десятков имён. В прошлом году мы смогли восстановить имя лётчика, совершившего свой бессмертный подвиг летом 1942 года. Его самолёт был нами поднят в д.Буда.

Поисковики весь грунт пропустили через пальцы, надеясь хоть как-то зацепиться за судьбу экипажа. Работая с Центральным Архивом Министерства обороны, установили, что 16 августа 1942 года с задания не вернулся штурман истребительной авиационной эскадрильи старший лейтенант Серебряков Евгений Георгиевич. Мы долгое время считали, что нашли самолёт Серебрякова.

Вели поиск его родных. Выяснили, что отец бесстрашного героя проживал в годы войны в Челябинске. Установили связь с администрацией города. Информация о поиске родных лётчика печаталась во многих средствах массовой информации, передавалась по местному телевидению. Удалось найти племянницу Евгения Георгиевича, проживающую в пригороде Санкт-Петербурга. Она тоже много лет искала могилу своего дяди.

С её помощью узнали, что Серебряков Е.Г. погиб не в Буде, а в с.Меренищи Козельского района.

Бывший начальник штаба 168 ИАП генерал-майор Ф.С.Гнездилов в книге «На высотах мужества» описал подвиг лётчика так: получив приказ от командования атаковать «Раму» (так называли немецкий самолёт ФВ -189), которая вела корректировку огня по нашим войскам, Серебряков вскоре её обнаружил. Атакуя «Раму», сам подвергся нападению четырёх истребителей МЕ-109.

Одного стервятника удалось сбить, и тут подоспели ещё два. У Серебрякова кончились боеприпасы, и тогда он пошёл на таран. Его самолёт получил сильное повреждение и стал разваливаться. Лётчик выбрался из него, раскрыл парашют. Но, когда до земли осталось 150 м, сверху спикировала «Рама» и консолью крыла отсекла стропы парашюта чуть выше головы лётчика. Серебряков разбился. Жители д.Меренищи Козельского района тайком от гитлеровцев похоронили его на местном кладбище.

***

И снова поиск, снова письма в Центральный Архив МО. А оттуда ответ: недостаточно данных.

И вот мне удалось познакомиться с замечательным человеком Карповым Владимиром Ивановичем, который стал членом ПО «Следопыт». Он помог найти номер самолёта на валу двигателя и выложил его на форум «Тризна авиация». Но время шло, никто не отозвался.

И вдруг сообщение от Владимира Ивановича: подтвердите координаты падения самолёта. Я подтвердил. И вскоре прочитал сообщение на форуме:

Из сведений о боевых и не боевых потерях матчасти и лётного состава 234 ИАД за июль месяц 1942 говорится, что 523 ИАП самолёт ЛаГГ-3 №214, пилот лейтенант Капилевич Исаак Израиль Тарасович, в районе Солоновки был сбит 3 армией противника. Самолёт разбился. Лётчик погиб.

Так кто же такой Капилевич И.И.Т.?

Родился в 1923 году в Белоруссии. Кадровый военный, в армии с 1938 года, когда был принят в лётную школу. Лейтенант, пилот. После начала войны воевал на Ленинградском фронте. Произвел 70 боевых вылетов: из них на штурмовку войск противника - 40, на прикрытие наших войск -14, на ведение воздушных боёв -16.

Им уничтожено автомашин -18, поражено 7 зенитных и пулемётных точек и до батальона живой силы противника (в батальоне вермахта насчитывалось более 500 человек). В бою спас жизнь командиру полка, при этом уничтожив вражеский истребитель МЕ-109. Награждён орденом Красного Знамени (31.12.1941).

26 июня 1942 года две эскадрильи самолётов ЛаГГ -3 прибыли на аэродром Рысня Сухиничского района и приступили к боевой работе, совершая боевые вылеты в район Сухиничей, Мещовска, Козельска.

Над думиничской землёй Капилевич провёл 5 воздушных боёв. Лично сбил 1 Ю-88 (Юнкерс) и 2 Юнкерса в группе. Он был бесстрашным и отважным лётчиком, из любого боя выходил победителем.

8.07.1942 при бомбометании в районе населенного пункта Жерёбовка (граница Думиничского и Жиздринского районов) Капилевич точно поразил намеченную цель. Развернулся. Пролетая над станцией Солоновка, был подбит вражеской зениткой. Самолёт загорелся, лётчик понял, что до своих он не дотянет. Пролетая над ст.Палики, поливал противника огнём из всех пулемётов и пушки, а затем направил горящий самолёт на наземную цель. И погиб вместе с ним. Очевидцами были жители д.Буда Макарова В.Г., Суслова А.Т., Цацорина Д.З. и др. Огромный взрыв, и пламя охватило стоящую немецкую технику. В огне рвались снаряды и патроны. Немцы дорого заплатили за его жизнь.

Воздушный и огненный таран не был предусмотрен воинским уставом. На него шли только в чрезвычайных ситуациях. И решались на такой подвиг те, кто горячо любил свою Родину, кто обладал готовностью к самопожертвованию. За годы войны было совершено 506 огненных таранов.

В наградном листе лётчика есть такая запись : Товарищ Капилевич погиб смертью героя и заслуживает посмертной правительственной награды звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Но Верховный Совет постановил: заслуживает Высшей Правительственной награды - ордена Ленина.

Евгений Сухоруков, командир поискового отряда «Следопыт».

Написать комментарий: