Думиничская районная газета Калужской области Газета издается с 14 сентября 1930 года
18 апреля 2024, четверг 15:50

Инновационная школа и её директор

Инновационная школа  и её директор
05.10.2018

Кабинет директора Чернышенской школы Галины Николаевны Проничкиной – небольшой, но уютный. На стенах – грамоты, дипломы. На почётном месте – свидетельство победителя нацпроекта 2007 года, когда школа была признана инновационной и получила грант в размере миллиона рублей. Эти деньги давались на реализацию программы развития – покупку компьютеров (что тогда было очень актуально), мебели, лабораторного оборудования.

С тех пор прошло 11 лет, и всё это время Чернышенская СОШ держит свою высокую планку. Наша газета регулярно информирует обо всех значимых мероприятиях, которые в ней проходят. Взять хотя бы сад «На память потомкам» - практически каждая школа может найти участок земли для посадки плодовых деревьев и кустарников. Но, насколько мне известно, эту идею воплотили в жизнь пока только чернышенцы.

Дата рождения сада - сентябрь 2016 года, а его формирование продолжается – место ещё есть. К делу сразу же подошли скрупулёзно: завели специальный журнал: кто и когда посадил, в честь кого, название сорта, номер, расположение на схеме.

«Над садом шествует учитель истории Николай Михайлович Бирюков, - говорит Галина Николаевна. – Весной занимался прививкой деревьев – вместе с детьми, учил их технологии. Это опыт, который может им пригодиться в жизни».

О саженцах заботятся постоянно. Летом рабочий Николай Проничкин регулярно обкашивает междурядья. Конечно, многие растения ещё не совсем акклиматизировались, но придёт время, и они дружно тронутся в рост.

Ещё одна гордость школы – садово-огородный участок. Галина Николаевна подробно перечисляет трудовые достижения сезона:

«Несмотря на сложные погодные условия, картошки вырастили даже больше, чем в прошлом году. Закрыли 80 трёхлитровых банок огурцов, томатной пасты наварили, помидоров заморозили, заложили в подвал свёклу, морковь, яблок насушили.

На опытном участке – лук, чеснок и, конечно, тыква – из неё готовим изумительный витаминный сок.

Польза двойная: обеды становятся сытнее, и плюс – дети получают опыт работы на огороде. Они очень радуются высокому урожаю, и когда знают, что едят свою картошку, то аппетит у них улучшается.

Каждый год без исключения принимаем участие в областном конкурсе продукции, выращенной на пришкольных участках – «Юннат». В этом году стали победителями и получили диплом. Нашу экспозицию посетили губернатор Анатолий Артамонов и министр образования Александр Аникеев».

В Чернышенской школе проводится много традиционных мероприятий. Каждый год в апреле проходит краеведческая конференция. В её жюри – независимые судьи: жители села, работники администрации, настоятель храма. Ошибки открыто обсуждают, чтобы больше не допускать.

Ещё одна особенность, отличающая эту школу от многих другихналичие одновременно и музея (посвящён 324-й стрелковой дивизии), и двух музейных комнат – «Чернышенская слобода» (быт, утварь, старинный книги), и «Генералы Скобелевы». Последняя открылась совсем недавно, но уже хорошо оснащена интереснейшими экспонатами.

Не забывает школа и знаменитых земляков. Широко, с большим размахом был отпразднован юбилей писателя Ивана Семёновича Синицина. Собранные материалы обобщила Ольга Макаровна Давыдова, представила их на областной конкурс и стала победителем – заняла I место.

Галина Николаевна перечисляет другие недавние достижения и важные события, стараясь ничего не упустить:

* зам. директора по УВР Ангелина Евгеньевна Акинина участвовала в заочном этапе областного конкурса «Учитель года»;

* Юлия Чикуреева стала победителем районного конкурса «Живая классика»;

* в районном конкурсе чтецов Ксения Агапова (2 класс) стала победителем, Кирилл Проничкин – лауреатом.

* стали призёрами муниципального этапа Олимпиады школьников Кирилл Пикин (10 класс, 3 место по биологии), Илья Котов (7 класс, 2 место по ОБЖ), Юлия Чикуреева (7 класс, 3 место по технологии), Матвей Трусов (8 класс, 3 место по истории), Софья Леваева (7 класс, 3 место по обществознанию).

Проничкина считает, что одним из главных составляющих каждого школьного мероприятия является массовость, максимальный охват. Ещё один принцип – по максимуму участвовать в районных конкурсах, концертах. «Цель – не замыкаться в нашем пространстве, а создавать детям условия для социализации», - подчёркивает Галина Николаевна.

И, конечно, во всех сельских мероприятиях школьники – в первых рядах. Они готовят концерты к Рождеству для прихожан храма, участвуют в митинге и факельном шествии на 9 мая, и этот список можно продолжать долго.

Рассказывая о школе, директор не забывает и про детский сад, присоединённый в 2015 году. «Они тоже мои теперь», - говорит Галина Николаевна. В саду одна разновозрастная группа, 26 детей. Малыши участвуют и в школьных мероприятиях, и проводят свои. У них даже есть собственный огородный участок: работники сада сажают грядки, ухаживают за ними, а дети смотрят и учатся.

Педагогический коллектив Чернышенской СОШ – 15 человек вместе с директором и воспитателями детского сада. Четверо награждены почётными грамотами Министерства образования и науки Российской Федерации: зам. директора по воспитательной работе Галина Александровна Холопова, учителя Валентина Александровна Антонова (математика), Любовь Васильевна Китькова (русский язык, литература), Николай Михайлович Бирюков (история и обществознание).

А ещё, как с гордостью мне сообщила Галина Проничкина, их школа – на первом месте в районе по числу педагогов-мужчин. Их пятеро: Алексей Михайлович Холопов, Владимир Николаевич Комов, Александр Васильевич Русанов, уже упоминавшийся Николай Михайлович Бирюков, а также Александр Васильевич Шляпников.

Об Александре Шляпникове, как о молодом специалисте, стоит сказать подробнее: он - выпускник иняза Брянского педуниверситета, работает в Чернышене сравнительно недавно. По просьбе родителей учеников взялся за непростое дело: перевод обучения с немецкого на английский язык. То есть старшие классы доучивает немецкому, а в младших, начиная со 2-го, преподаёт английский.

«Коллектив дружный, слаженный, во всём у него нахожу поддержку, - хвалит Проничкина своих коллег. -При подготовке любых мероприятий задействованы все. В том числе техслужащие: бойцы невидимого фронта – так я их называю. Слаженная команда, на любой субботник – все как один».

Галина Николаевна рассказала мне и о других важных событиях и фактах – о духовно-нравственной конференции, об участии во Всероссийских краеведческих конференциях, о встречах с выпускниками прошлых лет, о кружках, о спортивных секциях, об уходе за братскими могилами, о плодотворном сотрудничестве с Думиничским ЦСПСД.

О себе Галина Николаевна говорила гораздо менее охотно, чем о школе, но основными фактами биографии поделилась. Она – местная уроженка. Отец, Николай Игнатьевич Симаков - водитель, мать, Анна Ивановна, – учитель начальных классов, оба – с более чем 30-летним стажем в своих профессиях.

В школе Галина училась хорошо. По её словам – во многом под влиянием матери, которая говорила: прилаживаешь камень, приладь его навек, чтоб умными руками гордился человек

В 1980-е годы в нашем районе был почин «Всем классом – в родной колхоз (совхоз)». В Чернышене самым последним его последователем стала Галина Симакова (будущая Проничкина). Окончив 10 классов, она пошла работать на ферму. Правда, помогали родители, и сыграла свою роль наследственность: бабушка, Александра Николаевна Симакова, всю жизнь работала дояркой.

«Трёхтысячницей не стала, но старалась», - вспоминает Галина Николаевна эту страницу своей трудовой биографии.

Позже, в редакции, я не поленился, достал из нашего архива старую газетную подшивку и посмотрел «молочную» сводку. Из 12 доярок Чернышенской фермы Галина Симакова стабильно держалась на призовом 3 месте.

Следующий год она отработала в школе старшей пионервожатой, и потом поступила сначала на подготовительное отделение, а после его успешного окончания – на 1 курс КГПИ – Калужского пединститута. Колхоз, помня её трудовые заслуги, дал направление и добросовестно выплачивал стипендию.

О том, что мать Галины Николаевны – учитель начальных классов, уже говорилось. Сама Галина в детстве любила играть в школу. Поэтому выбор факультета не составил для неё большого труда – конечно же начфак, и другие варианты даже не обсуждались. «Маленькие дети сильно отличаются от более взрослых, - объясняет Проничкина. – Они ласковые, открытые, искренние, очень интересные».

В институте Галина Николаевна училась старательно, не пропустила ни одной лекции. На третьем курсе у неё родилась дочь, но муж и свекровь поддержали студентку в её решении не переходить на заочное отделение – при этом пострадало бы качество знаний.

Получив диплом, Проничкина вернулась в родную школу уже в качестве педагога, молодого специалиста. Поскольку ребёнок был ещё маленький, Галина Николаевна стала вести уроки русского языка и литературы с неполной нагрузкой по количеству часов.

«А через год набрала свой первый класс – 13 деток, - рассказывает она. –Все они были разные по характерам: кто-то активный, кто-то медлительный, но все добрые, толковые, умные, ответственные. Мероприятий много мы проводили – огоньки, концерты, выступали на общешкольных праздниках. У нас был детский музыкальный оркестр – в институте нас учили, как его организовать. Я немножечко на баяне играла, дети – на бубне, ложках, металлофоне. Костюмы фольклорные родители нам сшили…»

В 1998 году Нина Александровна Гусакова, длительное время руководившая педагогическим коллективом, ушла с директорской должности. Исполняющей обязанности назначили Галину Александровну Николаеву, которая, в свою очередь, рекомендовала на этот пост Проничкину - свою бывшую ученицу. Зав. РОНО Алексей Романов поддержал её кандидатуру и в дальнейшем всецело поддерживал и помогал. Наряду с Евгением Плохих из Паликской школы №2 она в то время была самым молодым директором в нашем районе.

Одновременно с административной деятельностью Галина Николаевна вела уроки – сначала русский язык и математику в начальных классах, потом обществознание, литературу. Но теперь у неё только ОПК.

«Работать сейчас очень и очень непросто, - говорит она.– Другие дети, другие родители, другие требования – очень высокие. Темп, ритм – самый напряжённый. Знаний нужно иметь много в самых разных областях».

Но я уверен, что все качества, необходимые руководителю педагогического коллектива, у Галины Николаевны Проничкиной есть. Пожелаем ей удачи и новых успехов в нелёгком, но благородном труде.

Николай Акишин.

Написать комментарий: