Думиничская районная газета Калужской области Газета издается с 14 сентября 1930 года
25 апреля 2024, четверг 12:40

Личный маршрут

Личный маршрут
23.09.2021

По принципу «не навреди»

Заведующая Светлана Субботина познакомила со сложными вопросами инклюзивного образования. Этот термин «получил прописку» с 2012 года, когда был принят новый Закон об образовании в РФ. В нем сказано, что дети с ОВЗ или, как предпочитают говорить в «Ягодке, с «особыми образовательными потребностями», теперь учатся вместе с остальными. А поскольку детские сады являются начальным звеном обучения, то значит - это актуально и для них.

Первый такой ребенок здесь появился 5 лет назад. Потом были еще: кто-то приходил, кого-то выпустили в школу. Сейчас особенных детей с диагнозами трое. С самого начала им создаются равные стартовые возможности. Но чтобы программа обучения и развития осваивалась без отставания, им нужны особые условия. Персонал «Ягодки» старается их создать. Если к каждому ребенку здесь индивидуальный подход, то к больному малышу - вдвойне. Их диагнозы приходится детально изучать. Разумеется, не с медицинской, а с педагогической точки зрения. Но принцип тот же: «не навреди!»

С индивидуальным подходом

В детском саду сейчас 195 детей, 8 групп, в каждой - своя развивающая программа. У особенного малыша и программа не общая, но адаптированная именно под него, с учетом его проблем, как бы «личный маршрут».

Я попросил у Светланы Субботиной немного конкретики. Она привела простой пример. Допустим, утром группа занималась лепкой или рисованием. Ребята, у которых нет проблем со здоровьем, обычно быстрее сделают задуманную фигурку из пластилина или изобразят на бумаге какие-то свои воспоминания или впечатления. А их родители вечером увидят творчество своих чад, похвалят за успехи.

Ну, а если ребенок с ограниченными возможностями что-то не смог, не успел? Можно ли допустить, чтобы это так и осталось? Конечно, нет. Воспитатель должен найти возможность помочь, позаниматься с ним дополнительно, чтобы наверстать упущенное. Не всегда сразу, иногда это происходит уже после обеда и сна, в свободное время. А в результате ребенок скажет: «Я сделал». И тоже покажет свою работу родителям. Как все.

Другой пример говорит уже о каких-то результатах. Девочка с серьезным нарушением ходила в «Ягодку» год перед школой. Однажды ее мама сказала воспитателю: «Наш ребенок стал даже пазлы собирать. У нас это долго не получалось, а вы научили!»

Вот так там помогают развиваться вместе со всеми. В коллективе особенные дети невольно подражают другим, тянутся за ними, стремятся преодолеть свои проблемы. Постепенно идет их социализация.

Есть чем поделиться, что показать

В этих вопросах коллектив детского сада имеет уже определенный опыт. Не удивительно, что именно «Ягодка» стала в нашем районе инновационной площадкой. Воспитатели проходят аттестацию по работе с детьми с ОВЗ, обмениваются своими наработками. Причем ездят на семинары и по области, например, побывали в Кондрове, а в этом году - в селе Льва Толстого.

У наших воспитателей и специалистов налажено профессиональное общение с Людиновским, Ульяновским и Сухиничским районами. Более плотному сотрудничеству мешает только пандемия.

В 2015 году «Ягодка» приняла участие в программе «Доступная среда». Именно благодаря этому в детском саду появился новый удобный пандус и еще много чего, в частности, так называемая «Сенсорная комната». Светлана Субботина мне ее показала - признаюсь, впечатляет. Комнат даже две, и в них установлены разнообразные устройства, способные расслабить, успокоить, пробудить интерес… Там каждый найдет себе занятие по душе и с пользой.

А потом по пути мы зашли к ребятам средней группы - воспитанникам Любови Харькиной и ее помощницы Елены Антиповой, чтобы сделать несколько фотографий.

Спасибо за труд

Светлана Субботина просила передать поздравления с профессиональным праздником сотрудникам своего коллектива и всем воспитателям и дошкольным работникам района. Не забыла она и о ветеранах, которые много лет отдали воспитанию детей. Это Раиса Николаевна Шалаева, Ольга Ивановна Глухова, Любовь Ивановна Капченова, Тамара Александровна Кулыгина, Нина Евгеньевна Осипова, Людмила Александровна Пителина и Нина Николаевна Гореленко.

Здоровья всем, творческих успехов, удачи и семейного счастья!

Александр Капцов.

Написать комментарий: