Думиничская районная газета Калужской области Газета издается с 14 сентября 1930 года
14 октября 2019, понедельник 07:49

Мудрый учитель - счастливые дети

Мудрый учитель - счастливые дети
03.10.2019

Заведующая отделом образования Елена Давыдова сообщила, что в Паликской школе №2 преуспели в реализации двух новых образовательных программ: «Перелетные дети» и «Одинаково разные». Та и другая подразумевает работу с детьми — уроженцами национальных республик, которые плохо владеют русским языком.

Одна из тех, кто занимается с ними - учитель начальных классов Татьяна Плохих. О ней наш сегодняшний рассказ.

Татьяна Александровна объяснила, что по этим программам трудится весь коллектив, каждый педагог, в том числе и во внеурочное время. Основная нагрузка всё же на учителей начальных классов, русского языка и литературы.

Недавно Татьяна Александровна в составе группы ездила в Калугу на семинар, посвященный данной теме. Кроме нее Паликскую СОШ №2 в областном центре очень успешно представили Наталья Ивановна Комиссарова (начальные классы), филолог Мария Евгеньевна Морозова и учитель физики и математики Татьяна Владимировна Большая.

Я думал, что для их школы проблема незнания детьми языка преподавания важна как-то по- особому. Но Татьяна Александровна это опровергла. Оказалось, что и в других она актуальна.

И все же я поинтересовался, как решается вопрос обучения. «У нас есть свои наработки, которыми мы и поделились на семинаре. Этот опыт заинтересовал многих», - ответила моя собеседница. Конечно, для освоения русского у малышей больше времени, и всё проще. Однако бывает и так: приезжает семья с ребенком -старшеклассником, владеющим только родным языком. Но даже в этом случае благодаря индивидуальному подходу и повышенному вниманию, к окончанию школы он уже хорошо говорит и пишет по-русски.

Татьяна Александровна могла бы более подробно рассказать о школьной пилотной площадке по реализации программ изучения русского языка фактически как иностранного, о конкретных формах и методиках. Но я напомнил о главной цели - пора поговорить о ней самой. Как и почему она стала педагогом?

Понимая, что мой интерес связан с Днем учителя, Татьяна Александровна сразу попросила поздравить с праздником всех коллег, а также и ветеранов педагогического труда Анну Ивановну Вишнякову и свою первую учительницу Валентину Дмитриевну Казанскую. Директор школы Евгений Васильевич Плохих был рядом и присоединился к поздравлению.

Татьяна Александровна местная, уроженка станции Палики. Училась в здешней восьмилетке и еще в начальных классах по ее же словам, буквально «заболела»: «Очень хотелось учителем стать». Потом два года ходила за три километра в среднюю школу поселка Новый. За это время желание поутихло, но не прошло.

Однако ее родители, кстати, оба бывшие педагоги, предпочли выбрать для дочери другую работу, более спокойную. Татьяна поддалась их настойчивости и после окончания школы поступила в Калужский кооперативный техникум, где приобрела профессию бухгалтера.

В 1992 году она устроилась в Думиничский райфинотдел, которым тогда руководила Валентина Алексеевна Борзовец. О своем первом коллективе и начальнике Татьяна Александровна отзывается очень тепло. Одно было плохо - «работа не живая». Именно так она и выразилась.

Связи с Паликами Татьяна не теряла. В родной школе о ней вспомнили, когда потребовался учитель. Директор Людмила Петровна Фомина (ее бывший классный руководитель) предложила девушке осуществить мечту и сменить профессию. Та долго не раздумывала, и в результате райфинотдел хорошего работника потерял, а школа приобрела.

Для Татьяны Александровны 1993 год знаменателен не только приходом в школу, но и свадьбой. Они с Евгением Васильевичем поженились в июле, то есть прежде, чем она стала учителем. Так что история не так проста, как может показаться, а моя героиня приобрела не только новую желанную работу, но и любимого человека.

Они знакомы со школьной скамьи. Евгений Васильевич постарше и успел даже немного побыть учителем у будущей жены - на преддипломной практике преподавал физкультуру в ее классе.

На следующее лето после замужества Татьяна Александровна поступила на заочное обучение в Кондровский педагогический колледж и через три года добавила статус профессионала к тому, что прежде было лишь велением сердца.

Как она начинала? Тогда, в 1993-м, ей дали третий класс. Татьяна Плохих призналась, что на первых порах были и «подводные камни», но хорошо помогали учителя-наставники, те, у кого она когда-то постигала школьные предметы, а теперь училась педагогике. И жизни тоже. «Подчас не хватало мудрости, - вспоминает она, - особенно в общении».

Сейчас у нее снова третий класс, девять пытливых мальчишек и девчонок. И всё иначе - теперь уже помогает опыт. Есть и своё жизненное кредо — «не навреди». Звучит разумно: в педагогике навредить так же легко, как в медицине. А исправить ошибку так же трудно.

Татьяна Александровна любит интегрировать предметы, например, сочетать литературное чтение с изобразительным искусством. Предметы разные, а тема одна, допустим, народные промыслы. Это и объединяет. А во внеурочное время можно изучить те же народные промыслы, но уже в приложении к своему краю. Получается и занимательно, и действенно, эффективно.

Признаюсь, не знал, что такое КТД. Оказывается, это коллективное творческое дело. Такие дела в Паликах очень даже любят. Вот и сейчас, к юбилею района, каждый класс готовит какой-нибудь проект. Воспитанники Татьяны Александровны заняты Хлудневской игрушкой. Уверен, что им очень интересно.

Еще Татьяна Александровна рассказала о различных творческих соревнованиях. «В профессиональных конкурсах мы участвуем практически ежегодно», - говорит она. Однажды стала победителем - «Самым классным классным». Разумеется, ее послали на область, там она заняла 5 место и привезла из Калуги диплом лауреата.

В 2015 году Татьяна Плохих заняла II место в районном конкурсе «Учитель года». Кроме того, она ежегодно участвует в учительском проекте «Шире круг»: поет и с ансамблем «Калинка», и в дуэте «Зимняя вишня» на пару с Антониной Ивановной Чижиковой.

Татьяна Александровна вспомнила даже нормы ГТО, которые сдавали в прошлом году. Учителя участвовали в полном составе. Тоже ведь показатель для школы, настоящий педагог и об этом радеет.

За свой труд Татьяна Александровна не раз была отмечена, имеет Почетные грамоты от отдела образования, районной администрации и профильного министерства.

Директор школы выдал Татьяне Александровне заслуженную характеристику: «Всё у нее получается, и результаты всероссийских проверочных работ всегда хорошие. ВПР проводятся в конце 4 класса по русскому, математике и по предмету «Окружающий мир». У нее всё нормально. Чувствуется, что дети, переходя в среднее звено, подготовлены, имеют определенные навыки, умения».

Супруги Плохих вырастили двух сыновей. Александру уже 25 лет, он окончил Санкт-Петербургский институт внутренних войск, женат, служит в Новосибирске в звании старшего лейтенанта.

Илье скоро исполнится 21 год. Он студент 4 курса Брянского университета, после вуза собирается стать учителем истории и обществознания.

В редкие свободные часы Татьяна Александровна любит покопаться на огороде, вместе с мужем ходит в лес за ягодами и грибами.

***

В классную комнату, где мы беседовали, заглянули ребята-семиклассники. «Ваши коллеги», - неожиданно объявил Евгений Васильевич. И действительно, это оказались юные корреспонденты, участники школьного кружка «Пресс-центр». Девочки обратились к Татьяне Александровне с вопросами, а мальчик снимал это мини-интервью на видео. Два ответа были особенно показательными. Ими я и закончу рассказ о педагоге:

-О чем вы думаете в свободное время?

-О работе. Ведь школа для меня - это образ жизни.

-Что вам нужно для успешного проведения урока?

-Счастливые дети.

Александр Капцов.

Написать комментарий: