Думиничская районная газета Калужской области Газета издается с 14 сентября 1930 года
19 апреля 2024, пятница 11:57

Война и мир Николая Трунова

Война и мир Николая Трунова
08.05.2020

Во время войны Николай Трунов был эвакуирован в уральский город Нижний Тагил. В то время там находился Харьковский танковый завод, а при нём – ремесленное училище №25. Туда и попал 16-летний думиничанин – его определили в группу токарей.

Период обучения был непродолжительным – страна очень нуждалась в рабочих руках. Скоро Николай уже выполнял производственные задания, сначала простые, потом – всё более сложные. Чтобы справиться с ними, приходилось корпеть у станка по 12-14 часов. На это никто не жаловался, подростки понимали, что танки нужны фронту.

Но ребята мечтали воевать против фашистов с оружием в руках. Грезил об этом и Николай Трунов - и в декабре 1943 года он все же оказался в армии. Доброволец попал в город Ижевск, в школу младших авиационных специалистов, где за несколько месяцев его научили разбираться в самолетных пушках и пулеметах, ремонтировать их повреждения, готовить технику к новым боям и победам.

В мае 1944-го выпускников школы отправили на фронт. Николай попал в 624 штурмовой полк 308-й авиадивизии, которая дислоцировалась в то время в Псковской области, в районе Великих Лук. «Оттуда и пошло, - позже писал Николай Александрович. – Нашу дивизию перекидывали с одного фронта на другой, так как она числилась в Резерве Ставки ВГК. За год мы добрались до границ СССР, участвовали в боях за освобождение Польши, Венгрии, Чехословакии, долетели до Берлина. И везде помогали нашим войскам, нанося страшные удары по врагу».

О том, какими эти удары были, лучше могли бы рассказать сами фашисты. Не зря же наши Ил-2 они прозвали «чумой», «черной смертью».

От готовности вооружения зависела надежность боевых вылетов, а значит – сохранность членов экипажа. В задачу Николая Трунова как раз и входило обслуживание и восстановление пушек и пулеметов – он быстро стал настоящим мастером своего дела.

К концу войны наши штурмовики были уже двухместными. Это значит, что за пилотом задом к нему сидел воздушный стрелок. Его задачей была охрана «тыловой части» самолета от вражеских истребителей. Именно про стрелков гуляла такая шутка: «Будешь ты летать на Иле задом наперед».

Видимо, стрелков в полку не хватало, и специалиста по вооружению вполне могли послать в бой. Именно об этом написал Николай Александрович на листочке, адресованном внучке Наталье Владимировне Труновой. Впрочем, эти воспоминания довольно скупы: «В войну я имел 32 боевых вылета. Особо страшных эпизодов не было. Однообразная работа: загрузился, слетал, бомбы сбросил или проштурмовал заданный квадрат и домой. Правда, на некоторых целях было много зенитного огня, но к этому со временем привыкаешь и не обращаешь внимания, надеешься на летчика. А мое дело было – охранять хвост самолета от нападения вражеских истребителей. Но я их видел за всё время раз пять или шесть, и то их к нам не допустила группа сопровождения из наших истребителей».

Ратный труд Николая Александровича Трунова отмечен наградами Родины, которые бережно хранят его родственники. Сведения об этом сейчас можно найти и в интернете, что я и сделал.

В победном мае 1945 года Николай Александрович награжден медалью «За боевые заслуги». В наградном документе сказано, что младший сержант Трунов один из лучших мастеров эскадрильи. За период участия на фронтах в составе 624 ШАП обслужил 495 успешных боевых вылетов, восстановил вооружение на 17 самолетах.

Примечательно, что 9 июня 1945-го в один день наш земляк получил сразу две медали: «За освобождение Праги» и «За взятие Берлина», а чуть позже еще одну – «За Победу над Германией».

И наконец, в 1985-м юбилейном году ему вручили орден Отечественной войны II степени.

В Советской Армии Николай Трунов продолжал служить до 1951 года, потом вернулся в родные Думиничи. Гражданскую специальность он получил еще на Урале, поэтому устроился токарем в ремонтно-механический цех ЧЛЗ. И больше с завода не уходил до самой пенсии, отдал предприятию 40 лет, половину из них - трудился мастером.

В 2001 году Николая Александровича не стало, но память о ветеране жива. Его с благодарностью вспоминают не только близкие люди, но и те, кто работал вместе с ним. Автору этих строк довелось учиться токарному делу именно под началом Николая Трунова. Он был хорошим человеком, к кадровым рабочим относился с уважением, а к молодым – и вовсе по-отечески.

Александр Капцов.

Написать комментарий: