Думиничская районная газета Калужской области Газета издается с 14 сентября 1930 года
24 апреля 2024, среда 23:44

Жизнь сродни подвигу

Жизнь сродни подвигу
08.05.2020

Фронтовик, кавалер ордена Красной Звезды, директор школы Александр Никифорович Воробьев живет в памяти думиничан как Человек и Педагог с большой буквы. О военных годах, о тяжелейшем ранении, полученном в бою на берегу реки Морава, он рассказывал скупо – был скромен.

Тяжелая наука воевать

Александр Воробьев родился в с.Труфаново Орловской области в 1924 году в бедной крестьянской семье. В октябре 1942-го стал курсантом Харьковского танкового училища, находившегося в то время в Самарканде. Он учился не только стрелять, но и командовать.

Через 2 года младший лейтенант Воробьев в роли командира самоходной артиллерийской установки (САУ) учебного артполка попал в г.Горький. Но тыловая жизнь продолжалась недолго. В январе 1945-го молодой офицер уже принял участие в боевых действиях. Их полк громил немецко-фашистских захватчиков за границей СССР.

14 апреля, незадолго до Победы, на западном берегу реки Моравы гремели выстрелы, скрежетал металл. Горели танки, наши и чужие. Фашисты дрались с отчаянием обреченных.

Самоходка Воробьева уничтожила несколько бронемашин и минометную батарею врага. В бою важно вовремя заметить противника и опередить его. Вражеский наводчик поймал в перекрестье своего прицела русскую САУ. Наш экипаж не смог выстрелить, не успел сманеврировать. И снаряд встретился с целью.

Второе рождение

В этот день Александр Никифорович всегда вспоминал своих боевых товарищей. Тогда, в 45-м, в огне погибли два его друга, а сам он, весь израненный, без признаков жизни, попал в госпиталь. Лечение было долгим, изнурительным. Культя оторванной левой руки дважды воспалялась, начиналась гангрена, следовали новые операции, в результате которых руку отняли по самое плечо. Фронтовик всё вынес.

Но впереди были новые испытания. В родную деревню к пожилым родителям-колхозникам Воробьев вернулся инвалидом, не способным к сельской мужской работе. Не получалось даже писать, ведь на оставшейся руке не было большого и указательного пальцев.

Александр не сломался. Нелегко было ему, нигде не работающему, поступить на заочное обучение в Московскую юридическую школу. Он смог.

Трудовые будни

Через 3 года в одном из райцентров Орловской области появился новый народный судья – Александр Никифорович Воробьев. Но через несколько лет он понял, что работа не вполне его удовлетворяет. Кроме того, в нем росло влечение к литературе. И он стал студентом литературного факультета Орловского пединститута.

Окончив вуз, с молодой женой, бывшей однокурсницей, уехал по распределению на Сахалин.

Награда

нашла героя

Однополчанин Воробьева Г.К.Гурьев тоже был педагогом. В школе он преподавал историю и решил организовать музей своего полка. Стал работать с архивом, нашел там списки награжденных за тот памятный бой на чехословацкой земле и списки погибших. В обоих значилась фамилия Александра Никифоровича. Григорий Кириллович написал письмо на родину Воробьева, просил для музея фотографии, письма, любые сведения о погибшем товарище. Ответ радостно ошеломил следопыта: Воробьев жив, работает на Сахалине.

Вскоре Александру Никифоровичу пришлось пройти испытание славой. Участники учительской конференции были немало удивлены, когда к трибуне пригласили Воробьева, скромного директора школы, и под несмолкающие овации вручили ему, через 20 лет после войны, орден Красной Звезды. Это был по-настоящему звездный миг.

Думиничи

После 11 лет работы на Сахалине Воробьевы переехали в Калужскую область. В селе Мошонки Мещовского района Александр Никифорович стал директором восьмилетней школы. За несколько лет она стала образцово-показательной, туда стали ездить за опытом.

В 1971 году большая школа в Думиничах осталась без директора, и опытного педагога из мещовской глубинки перевели к нам в райцентр.

С тех пор семья Воробьевых прочно обосновалась в Думиничах. Немало наших земляков с благодарностью вспоминают своего учителя не только за полученные знания, но более того – за науку жизни. Александр Никифорович никогда не хлопотал о чем-то для себя, зато всегда заботился о пользе коллектива, общего дела.

«Осколок войны»

Так в разговоре образно называла мужа Валентина Николаевна Воробьева. Война оставила свои следы на теле и в душе у каждого фронтовика. Однако никто из тех, кто знал Александра Никифоровича, не воспринимал его инвалидом – он всегда стремился быть наравне с другими.

За годы Александр Никифорович приспособился, многое научился делать. Но можно представить, какие трудности на каждом шагу встречались для него в быту. И там всю жизнь опорой для него была жена Валентина Николаевна. Он никогда ее не просил, но она сама умела понять и ненавязчиво помочь.

Вместо эпилога

Александра Никифоровича уже нет среди нас. Он всю жизнь ненавидел войну. Уж он-то, фронтовик, знал, насколько противоестественно людям стрелять друг в друга.

Александр Капцов.

Написать комментарий: