Думиничская районная газета Калужской области Газета издается с 14 сентября 1930 года
23 апреля 2024, вторник 13:02

Детство, опалённое войной

Детство, опалённое войной
06.05.2021

В праздничный первый день мая отметила 90-летие Валентина Григорьевна Теретёнкова – жительница д.Гульцово, бывшая малолетняя узница фашизма. Юбилей она встретила в большом семейном кругу среди детей и внуков. Навестить её приехали из Думиничей Ирина Левашова, Николай Гончаров, Евдокия Болтнева и корреспондент «ДВ». На месте к нам присоединилась Светлана Изотова – специалист сельской администрации. Было много поздравлений, в том числе от Президента.

Валентина Григорьевна Теретёнкова родилась в Куклине Сухиничского района. Ей шёл 11-й год, когда началась война. Село заняли фашисты.

В январе 42-го начались бои, немцы выгнали мирных жителей из домов, и те два месяца прятались в погребах. В один из дней в конце марта всех собрали, не дав времени на сборы, и повели в Шваново и дальше в Рукав. Кто не одолевал идти, расстреливали без всякой жалости: на глазах у Валентины убили её бабушку и дядю.

В Рукаве продержали две недели, не кормили – питались мёрзлой картошкой, которую выкапывали из-под глубокого снега (весна в том году была поздней).

Следующий этап – Брянск, где на окраине города фашисты переоборудовали склады в лагерь для военнопленных. Внутри – трехъярусные нары, вокруг – несколько рядов колючей проволоки. Там вместе с пленными советскими солдатами содержалось несколько сотен мирных жителей, в том числе из думиничских деревень Каменка, Плоцкое, Рукав.

Суточная пайка – маленький кусочек хлеба из отрубей и миска баланды из овсяной или гречишной мякины. Иногда «для навара» в это варево бросали кости и копыта от дохлых лошадей.

Младший брат, которому было два года, умер, старшего угнали на работу в Германию, и Валентина осталась вдвоём с матерью. В брянском лагере они прожили несколько месяцев. А потом фашисты решили, что на содержание женщин и детей тратится слишком много средств, и их всех отправили дальше, в Белоруссию (недалеко от Минска), распределили по деревням и фактически бросили на произвол судьбы.

Чтобы не помереть с голоду, ходили побираться: кто даст пару картофелин, кто – свёклину или репу. Женщины батрачили, за кусок хлеба соглашались на любую работу, даже в плуг впрягались по несколько человек.

В июле 44-го узников освободила Красная Армия. Из Минска добирались на товарняке, на открытой платформе. Радовались: домой едем. А приехали в Куклино – и дома не нашли: на его месте бурьян вырос.

Чтобы построить жильё, разбирали в лесу блиндажи. Было очень тяжело: брат-инвалид, отец тоже вернулся с фронта с подорванным здоровьем. Поэтому, узнав, что в Думиничах требуются работники на чугунолитейный завод, Валентина сразу подала заявление. Ей дали место в бараке-общежитии.

Пять лет она грузила вагранки в литейном цехе. А потом вышла замуж и вернулась к сельской жизни. В колхозах «Заветы Ленина» и имени Ленина Валентина Григорьевна 22 года доила коров, 7 лет ухаживала за свиньями, и уже когда была на пенсии, ещё долго ходила в полеводческую бригаду. Николай Гончаров, работавший в то время председателем гульцовского колхоза, говорит о ней как о великой труженице.

Написать комментарий: