Думиничская районная газета Калужской области Газета издается с 14 сентября 1930 года
29 марта 2024, пятница 15:16

Потомственная мастерица

Потомственная мастерица
03.11.2022

Татьяна Рощина живет в деревне Хлуднево и на досуге с удовольствием занимается изготовлением глиняной игрушки. Она — мастерица потомственная, дочь знаменитой Татьяны Ивановны Бубнёвой.

Путь «в люди»

О моем приезде умелица знала заранее, поэтому ждала и с улыбкой встретила на пороге. На кухонном столе я увидел игрушки в разной стадии готовности: уже раскрашенные, белые свистульки (после обжига), Барыню синего цвета, но подсохшую, хоть сейчас в печь, и совсем сырое, даже не до конца вылепленное Древо жизни, над которым и работала Татьяна.

Казалось бы, по примеру родителей и односельчан заниматься игрушкой ей следовало с ранних лет — сам Бог велел. Она помнит, как мать говорила: «Таня, делай, это кусок хлеба».

Впрочем, не только. Однажды дочери купили драповое пальто с норковым воротником. За игрушки! Но тогда был особый случай — сразу продали большую партию. Дело в том, что Подольская художественная мастерская заключала договора с хлудневскими мастерами, и они отсылали игрушки почтой.

Не всё так просто. Первые годы Татьяна ходила в школу в родной деревне, потом до 9 класса - пешком в Которь. Дорога не близкая, а по возвращении надо выполнить то, что задали на дом. Родители трудились в колхозе, поэтому посильную помощь по хозяйству никто не отменял — в семье все семеро детей познали сельскую работу. Конечно, хотелось и с подругами погулять. Словом, не до игрушек было.

Среднее образование Татьяна завершала уже в Брыни. А потом поступила в Калужское училище культуры. Она была очень общительной, ей нравилось петь, а отца, Ивана Петровича Бубнёва, знали не только как гончара, но и как гармониста — это тоже сыграло роль при выборе. Училась по направлению от отдела культуры по специальности «художественный руководитель», потом работала заведующей клубом у себя в Хлудневе.

Ремесло за плечами не тянет

Но вернемся к игрушкам. Первую Татьяна сделала в 17 лет, когда начала учиться в Калуге. Это был Орел — изделие не традиционное для Хлуднева. Видимо, хотелось проявить индивидуальность. А совет заняться этим делом дал большой любитель и знаток народного творчества Владимир Никанорович Раков, который с 70-х годов не раз приезжал в деревню и немало сделал для возрождения Хлудневского промысла.

Потом училась у матери, кое-что подсмотрела у бабушки Елены Дмитриевны Манушичевой. Делала Древа жизни и небольших Барынь. И опять я ошибся: думал, что с тех пор моя собеседница увлеклась всерьез. Да нет же! Вышла замуж, родила двух сыновей и дочь, вместе со своим Александром занялась предпринимательством. Игрушки оказались в забвении.

Дети выросли, муж ушел в мир иной, магазин Бубневых закрылся… Иногда Татьяна подрабатывает почтальоном или продавцом, а еще продает клубнику со своего участка. Нерегулярные заработки заставили вспомнить старое бабье ремесло — игрушки. В последние годы потомственная мастерица занялась ими плотно, даже по-настоящему увлеклась. «Чем больше сижу с глиной, тем больше затягивает», - объясняет Татьяна Ивановна. Вот оно как - через тернии к истокам. Оказывается, тот первый Орел не пропал в реке времени: и голова, и руки вспомнили давние пробы.

Беседа под аккомпанемент осени

Современные хлудневские мастера стараются придерживаться традиций, но иногда для коммерческой пользы «хитрят». Считается, что для росписи игрушек в Хлудневе издавна использовали только 4 цвета: красный, синий, зеленый и желтый. Но сделать мало, надо еще продать. Для рынка раскрашивают во все цвета радуги, лишь бы понравилось покупателю, лишь бы брали.

В тот день на столе тоже стояли баночки с акриловыми красками. И я насчитал их 7. Например, хозяйка очень любит фиолетовый цвет. Словом, использует все, кроме коричневого и черного. А вот когда будет делать для выставки, фестиваля, тогда снова вернется к традиции.

«Раньше делали аляписто, - говорит Татьяна Ивановна, - а сейчас мы слишком стараемся пригладить. Особенно грешат этим городские мастера». Для примера она тут же подала мне красивую Барыню производства калужской умелицы Татьяны Полубинской.

Да, руки прошлых умельцев всё же были «заточены» под тяжелую крестьянскую работу. Грубоватые женские пальцы не могли соблюсти идеальность формы, да и не старались — жалели время. Поэтому у старых игрушек пластика размашистая, шероховатости налицо. Так что некоторая аляповатость изделий — не порок, а почти канон.

Моя собеседница вспомнила, что при матери она не делала свистульки, освоила их сравнительно недавно. Оказалось, что в этом заслуга думиничского энтузиаста Александра Заборских. Когда-то он сам ездил в Хлуднево учиться, в том числе и у Татьяны Бубнёвой, матери нашей Татьяны. А сегодня он народный мастер и может давать советы потомственной мастерице. Приобщил же ее к свистулькам!

А еще Александр Геннадьевич помогает хлудневским жителям с обжигом. В деревне старинным промыслом занимаются трое: наша героиня, ее брат Александр и Валентина Соколикова. У них проблема с муфельной печью, ведь она не дешева. Заборских не отказывает, и все же деревенские умельцы ждут и надеются, что Бог пошлет им свою печь, хотя бы одну на троих.

В Хлуднево я выехал в дождь. Но пока мы разговаривали, хмурое осеннее небо прояснилось, даже выглянуло солнышко, будто намекая, что всё будет хорошо.

Александр Капцов.

Написать комментарий: