Думиничская районная газета Калужской области Газета издается с 14 сентября 1930 года
29 марта 2024, пятница 01:51

Трудная дорога к профессии

Трудная дорога к профессии
18.01.2017

В 2016 году накануне Дня автомобилиста мы опубликовали заметку о Валентине Фитисовой – водителе с многолетним стажем. Недавно нашей героине исполнилось 75 лет. Мы поздравляем Валентину Яковлевну с юбилеем и предлагаем вниманию читателей ее рассказ о том, как она стала шофером.

Родилась я 5 января 1942 года в городе Елань Красноярского края. Туда моя мама была эвакуирована, там вышла замуж, и родила меня. После войны вернулись в Маклаки. Жили в поселке Малеевский, это 3 километра от села. Оттуда я ходила в школу и с самого детства мечтала быть шофером.

С 14 лет пошла в совхоз «Восход» работать грузчиком, чтобы быть возле машины. Очень было трудно. Тяжело таскать мешки по 70 килограммов да еще в кузове ездить зимой.

Но вот исполнилось мне 18 лет. Поехала в Людиново учиться на шофера. Любовь к машине давала мне силы: одна девчонка была в группе на 15 ребят. Смеялись: «Выучишься, а работать не сможешь!» Я отвечала: «Это мы еще посмотрим!»

Сдала экзамены 5 января 1961 года. Пришла к директору, показываю права: водитель 3 класса. Говорю: «Дайте мне машину». Он посмотрел на меня и говорит: «Какой из тебя шофер?» И так моя радость закончилась. Пошла опять в грузчики.

Весной, когда был техосмотр, начальник ГАИ и военком проверяли машины, лазили под капот, смотрели масло и номера двигателей. И я тоже лезла под капот. Военком и спрашивает: «Что, девушка, хотите стать шофером?» Я говорю: «Я уже шофер». А он: «Вот у вас УАЗик, ну и работайте на нем». Я отвечаю: «Директор мне никакой машины не дает, не то что доверить себя возить». Военком удивился очень и сказал, что поговорит с ним.

Назавтра прихожу на работу, вызывает меня директор: «Вот там в гараже машина грузовая, иди и делай её». Машина была – кабина пустая и кузов – одни доски. Но все равно радости моей не было конца. Делаю, ставлю рессоры, колеса, собираю. Да, директор еще сказал: «Делай пока эту, а когда новую получим, я тебе ее отдам».

Как-то в августе прихожу в контору, директор вызвал и говорит: «Собирайся, поедем в Сухиничи за новой машиной, получим, ты перегрузишь кирпичей 2 тонны и домой, а мы с инженером поедем в Калугу». Но мы до обеда не успели получить, остались.

«Покажи, как ты ездишь, – директор предложил, – покатай нас на УАЗике».

Лето, стекло лобовое открыто, как я этому «козлу» поддала газу! А ехали с Сухиничей Узловых на Сухиничи Главные в железнодорожную столовую. Он так и ахнул от моего вождения: «Вот хорошо водишь машину, вот молодец!» Так и началась моя шоферская жизнь.

В 1962 году вышла замуж за шофера, в 1963 году родила сына. Перед декретом до последнего дня работала, пока за рулем умещалась. Через 2 месяца после родов вышла на работу, на свою машину. Она стартером не заводилась. Заводила я ее ручкой, крутила.

Так и работала шофером (а первые 10 лет – одновременно и грузчиком). Директора менялись, а я всё работала. Был Мильченко, который машину дал. Потом Кочубинский. Потом Минков В.А., Стефутина Г.П., Пугачев Н.Н., потом Романов В.А.

Виктор Алексеевич Минков мне предлагал бросить машину, говорил, что это не женская профессия. Но я отказалась, хотя он был прав. Две девчонки еще начинали работать шоферами, но быстро бросили, значит, не любили машину так, как я. Я была одна женщина на весть район шофером в то время.

Уже 56 лет за рулем. А всего 41 год в совхозе отработала.

Написать комментарий: