Думиничская районная газета Калужской области Газета издается с 14 сентября 1930 года
25 апреля 2024, четверг 19:51

Здесь живет мастер Бубнев

Здесь живет  мастер Бубнев
30.12.2022

Александр Иванович Бубнёв - потомственный мастер из Хлуднева.

После армии он более 20 лет трудился в Ростове-на-Дону. И всё же вернулся в деревню, в родительский дом. Намерен крестьянствовать и делать игрушки.

Когда тянет домой

Родился Александр в Хлудневе в 1964 году. А в Ростов-на-Дону попал из-за сестер, которые перебрались туда еще раньше. Трудился на знаменитом «Ростсельмаше», участвовал в производстве комбайнов «Нива» и «Дон». Женился, в 1988 году появился на свет сын Роман, а сейчас у Александра Ивановича есть и внук Богдан — ему 3 года.

Семейная жизнь не была безоблачной, и в итоге закончилась разводом. В 2005-м Александр вернулся в деревню. «Где бы я ни был, а домой тянет», - признаётся Бубнев. Но хлудневский патриот еще дважды ездил в Ростов, устраивался на зиму поработать, потом на лето опять возвращался в родные места.

В Хлудневе Александр стал жить с матерью Татьяной Ивановной (отца к тому времени уже не стало) в том самом доме Бубнёвых, известном традиционной глиняной игрушкой и гончарной посудой, которую когда-то ваял на глазах сына отец Иван Петрович.

В деревне Александр не был одинок и после смерти матери — встретил спутницу: стал жить-поживать с Валентиной Соколиковой. И поначалу всё у них ладилось. Помню, как вместе участвовали в выставках и фестивалях, как я их фотографировал с районным начальством.

В Хлудневе Александр серьезно занялся старинным промыслом. Валентина быстро переняла от мужа умение делать свистульки и прочие игрушки. Продолжает и сейчас, только уже отдельно — семейная жизнь не сложилась.

Хлудневские соловьи

В горнице на столе стоят плотным строем игрушки разнообразных форм и цветовой гаммы. Александр выставил их несколько дней назад, к приезду калужского ГТРК. Телевидение уехало, следом прибыл журналист «ДВ» - интерес к народному творчеству не угасает.

Особенно много на столе свистков. Александр охотно комментирует: «Я проявляю фантазию. Ни одна фигурка не повторяется. Иногда делаю даже покемонов — дети просят». Такое откровение слегка шокировало: слишком это далеко от традиций. А еще на некоторых игрушках я заметил значки «V» и «Z» - символ времени.

Несмотря на общие принципы «производства», любой мастер имеет свои особенности. «У нас не принято ставить клеймо, - говорит Александр, - но я и так различаю. Всегда узнаю, чьи руки постарались».

У каждого не только свой почерк, но и свои предпочтения. Вот, например, Анна Васильевна Студницкая делала только свистульки, в основном птиц, но у нее и Барыня «запоёт». Татьяна Дмитриевна Городничева любила более крупных петухов да павлинов — они эффектны, но «немые». А кто-то предпочитал гудухи.

Одна такая игрушка стояла на столе. Мой собеседник взял ее в руки и дунул. «Ого!» - не выдержал я. Звук интересный - такой низкий, не то что у обычных свистулек-соловьёв. Да гудуха и размером больше.

«Хотелось бы

делать посуду»

Александр вспомнил отца, который начал заниматься керамикой с 12 лет. Своего гончарного круга у него не было, поначалу ходил к дяде, с которым договорились на половину, то есть 50% изготовленной посуды оставалось хозяину.

Один из примитивных кругов тех времен Бубнёв нашел в своих запасниках. Оказалось, что он деревянный и, по словам Александра, вырублен топором. Разумеется, о правильной геометрии говорить не приходится, идеальной рабочей плоскости тоже нет. Как же пользоваться таким устройством?!

«А вот делали, умудрялись, - заверил Бубнёв. - Говорят даже, был такой мужик без ног - отрезало поездом - так он вращал круг руками!» Поразительно. Вот до чего было стремление у человека.

Однажды (в 90-е) к Ивану Петровичу обратились крутые бизнесмены с просьбой о большой партии керамических горшочков. Мастер предупредил, что это будет дорого. В ответ «гладкие дяди» только рассмеялись: «Делай!» Заказ был выполнен. Александр предполагает, что хлудневские горшочки использовали под горячие блюда в кафе на трассе.

Ушли в прошлое те времена, когда глиняные кринки и кружки были в каждом сельском доме. И все же Александр признался: «Очень большое желание делать посуду». Но у него нет гончарного круга. Даже простенький, он стоит тысяч 30, и денег не хватает.

Хозяйская жилка

Александр бережно хранит воспоминания о прошлом, в том числе и в материальном виде. На серванте стоят рядком свистульки, сделанные еще матерью. На стенах висят семейные награды за мастерство. Среди них фото Александра Бубнёва с керамическим самоваром. Тогда он считал, что первый додумался — оказалось, что Аграфена Федоровна Трифонова сделала самовар гораздо раньше.

На журнальном столике тоже разложены вещи памятные: дипломы лауреатов Всесоюзного фестиваля (отцу и матери), книги и журналы по искусству, в том числе «Родники народного творчества» Владимира Ракова, который не раз бывал в Хлудневе.

До пенсии Александру еще 8 лет. «Пока здоровье есть, надо как-то зарабатывать», - говорит он. Хочет развести скотину, старается расширить огород. Вообще-то земли у него много. Но как ее обработать одному и без техники? Проблем хватает.

И все же Александр Иванович энтузиаст и оптимист. Вот взялся же собирать экспонаты для будущего музея, и показал мне свой заветный уголок. Чего там только нет! Старинные деревянные атрибуты сельской жизни: такие как гребень для чесания льна, кадки, коромысла, даже ложки, а также керосиновые лампы, фонари и т. д.

Конечно, в первую очередь Александр собирает керамику. Он обошел брошенные деревенские горны, накопал там игрушек и посуды, натаскал в музей и глиняных коротких труб. В основном это брак, бой, но некоторые «птички» свистят и поныне!

***

Недавно я посмотрел эпизод фильма «Печники». Сидят мастера за столом, обмывают новую печь. Артист Борис Новиков устами своего персонажа говорит: «Талант - дело нечастое». А еще, указывая на водку, добавил: «Счастье не в ней, счастье в ремесле!»

Хочется пожелать Александру Ивановичу держаться самому на плаву и держать марку хлудневского мастера. Пусть не иссякнет творческий подход, превращающий ремесло в народное искусство.

Александр Капцов.

Написать комментарий: