Думиничская районная газета Калужской области Газета издается с 14 сентября 1930 года
19 августа 2018, воскресенье 17:58

проекты

Гимн малой родине, или Брынская «Васильковка»

Рассказ об уникальной школьной картинной галерее

Как всё начиналось

Картинную галерею Брынской школы я уже видел раньше и даже писал о двух ее экспонатах. С тех пор ходил под впечатлением, поэтому и начал зреть замысел цикла очерков о местной «Васильковке». Почему именно так, откуда термин столь оригинальный? Его подсказал писатель и журналист Юрий Холопов.

Нет, до того в школе уже была «малая третьяковка». Именно так ее называли и вопросов, разумеется, не возникало. В Брыни и сейчас никто не удивится: Александра Анатольевича Василькова здесь все знают. Ясно и то, что без его участия новой галереи не появилось бы. Он инициатор, он же активный продолжатель начатого. Отсюда и название.

В очередную встречу с завучем школы Еленой Ильюхиной достаточно было «раскрыть рот» по поводу задумки, как я тут же увидел огонек в ее глазах и услышал решительное «Да, конечно! Это было бы прекрасно!» Редактор «районки» идею одобрил. И вот я снова в Брынской школе.

Елена Алексеевна рассказала историю галереи. Началом отсчета времени здесь считают сентябрь 2011-го. Но я напомню другую дату - 27 июня 1971 года. Именно тогда у выпускников, которые окончили школу два десятка лет назад, состоялась первая встреча. На нее пригласили и тех, кто только что сдал экзамены и получил аттестат. «Старики» рассказали молодым о пройденном пути, поделились накопленным опытом. Разговор был доверительным, оставил след в душах тех и других, стал началом дружбы.

И вот еще через 40 лет, в том самом сентябре 2011-го, прошла очередная юбилейная встреча. К ней долго готовились - как к большому празднику, старались, чтобы собралось как можно больше участников. Тогда-то и появились первые 4 картины — подарок от выпускников 1971 года.

Почему это случилось? Здесь следует упомянуть, что дарители учились еще в старой деревянной школе, сейчас здание другое. Но разве для них это так важно?

Елена Алексеевна объясняет появление тех картин просто: бывшие выпускники почувствовали, что осталась та, прошлая добрая атмосфера. Вместе с тем школа живет и развивается. В этом движении вперед им захотелось принять посильное участие. А еще — отблагодарить учителей за их самоотверженный труд.

А вот как трактует идею сам Васильков: «Почему картинные галереи должны размещаться в музеях, куда попасть порой нет времени? А если и попадёшь, пробежишь галопом, после чего останется «каша в голове»… Другое дело, когда можно жить в такой обстановке, где есть возможность спокойно, не торопясь, созерцать и осмысливать идеи и мысли, изложенные на полотнах, так же как природу или звёздное небо... И для этого лучшего места, чем школа, пожалуй и нет».

«Времена года»

Именно так называется эта серия. Тогда, в 2011-м, картины разместили в холле второго этажа (позже они переместились на первый). И это было только начало. Вот как Александр Васильков вспоминает сбор выпускников. «Мы стояли в красных пилоточках, за нашими плечами - двери в классы, а между ними «Времена года». Директор школы принимал рапорт… Как время скоротечно – это мы уже понимали. В долю секунды пришло и видение галереи. Причём сразу, мгновенно возникли почти все идеи и сюжеты к будущим картинам».

Как человек творческий, Васильков во всем ищет и находит символы. В природных временах года он усмотрел аналогию с человеческой жизнью, в которой детство сменяется юностью, затем наступает зрелость и, наконец — старость.

И все-таки серия начинается не с весны (детства) и не с зимы — старта календарного года. Автор задумки поставил во главу угла календарь школьный. А он, как известно, начинается 1 сентября, то есть осенью.

Вот так же и первая картина «Заводь брынского озера» - это загадочный осенний вид. От трех других он отличается вертикальной композицией. Связь с большим водоемом вынесена за пределы полотна, на зрителя смотрит лесное озерцо, окруженное таинственным лесом.

Название следующей картины говорит само за себя: «Зимний брынский пейзаж». Очень милый. Особенно притягивает взгляд мостик через ручей. Но вечер морозный, поэтому в аннотации Александр Васильков так объясняет торопливость путника: «Жаль, некогда любоваться – мороз не даёт, щиплет за нос и щёки. Побегу быстрее к тому домику, где печка топится, там послушаю, о чём мудрые аксакалы говорят...»

«Аксакалами» Александр Анатольевич называет ветеранов, таких как Анатолий Львов или Нелли Шаронова. Кстати, именно стихами Нелли Даниловны он сопроводил каждую картину серии.

На следующем полотне изображено начало весны: «Избушка. Скоро начнется ледоход на брынском озере». Мартовский пригорок наполовину освободился от снега, а лед так же наполовину покрылся талой водой. Солнышко припекает, и уж недолго осталось до половодья. «Избушка» - это название местечка на берегу пруда.

«Осень, зима, весна… Что дальше? Дальше по школьной программе – Каникулы», - именно так объясняет автор задумки название последней картины. Не «Июль», не «Лето», а именно «Каникулы»! Время, о котором мечтает каждый ученик. И снова, как и на первом полотне, к берегу причалена живописная лодочка.

Обе эти картины принадлежат перу художника Александра Гуськова. Автор двух других — Борис Мухин. Эти мастера и в дальнейшем продолжили сотрудничество с Брынской школой, точнее, с окрыленными мечтой выпускниками (чуть позже к ним присоединится Наталья Гуськова).

Примечательно, что в холле 1-го этажа «Времена года» разместили так, что еще осталось место для небольшой экспозиции. Например, мне довелось посмотреть там выставку рисунков учащейся 9 класса Александры Недорезовой.

Воспоминания о школе

В январе 2012 года привезли еще 3 картины. На одной из них, самой большой, изображена часть классной комнаты, ученики за партами, строгая учительница у доски, а за окном осень, что подтверждают красные кисти рябины.

Оказалось, что ребята узнаваемы. На одного из них Елена Алексеевна указала — это Сергей Скобелев, будущий известный ученый. Учительница тоже не абстрактная - это Нина Сергеевна Лаврова. Примечательно, что на повторной встрече летом 2012-го она присутствовала, а значит, видела и картину.

Произведение называется «Химия» не только потому, что в классе идет контрольная работа по этому предмету. Не случайно на переднем плане мы видим шпаргалку. Каждый «химичит» по-своему: ученик пытается списать, учитель якобы ничего не замечает…

По прошествии лет эти же ребята усмотрели в сюжете еще один символ. Вроде бы всё просто - вспоминают формулы, пишут контрольную. Но ведь уже в школьные годы человек ищет свою собственную «формулу жизни». Кому-то удается быстрее, другие найдут чуть позже, третьим суждено постигать долгие годы. У каждого своя судьба.

Две другие картины - почти репродукции с известных полотен Н.П.Богданова-Бельского, написанных в конце XIX века. Свидетельством возраста первоисточника являются многие детали. Взять хотя бы те же лапти!

Однако не всё так просто. Благодаря творческой фантазии главного задумщика и художников происходит смешение времен и людей, которое доказывает незримую связь прошлого с настоящим и будущим. И вот уже «Устный счет. В народной школе С.А.Рачинского» легко превращается в «Задачу со шпилькой».

Но при чем здесь какая-то «шпилька»? Ответить однозначно опять не получится - спасибо экскурсоводу, растолковала. Вместо Рачинского на картине изображена учитель Брынской школы Тамара Васильевна Коломейцева.

Васильков говорит, что все называли ее математиком от Бога, а еще он дал понять, что старшеклассники были в красивую учительницу влюблены.

Тамара Васильевна недолго работала в Брынской школе. Но за короткое время смогла оставить такой след в душах своих учеников, что вот он результат — она в центре картины, главный герой.

След в душах оставлен не только умом и добротой, но и модной внешностью, хотя бы теми же тонкими высокими каблуками — шпильками. Удивительно, но математика и шпильки у нее прекрасно сочетались.

На школьной доске написано условие задачи. Подразумевается, что она тоже «со шпилькой», то есть непростая, с подвохом, с «подводными камнями». Но брынские ребята справлялись и с такими!

По словам Василькова, Тамару Васильевну вскоре «забрали на повышение», то есть из Брыни она уехала. Сейчас Коломейцева живет в Козельске.

Если обратить свои взоры на второе полотно, то таким же героем на нём является Анатолий Иванович Львов. И даже задний план, где он изображен, не умаляет достоинства педагога. Не зря же и картина называется «В ученики к Аксакалу» (по мотивам «У дверей школы» Богданова-Бельского).

Львов — выпускник 1951 года. Но уже в 1956-м он работал здесь, преподавал военное дело, электротехнику, черчение в старших классах, а затем математику в 6-7-х.

В нашем районе Анатолий Иванович в особом представлении не нуждается: он известный краевед, автор нескольких книг, певец своей малой родины. Земляки говорят - он так много сделал для брынской земли, что о нем самом уже надо писать книгу.

Кроме всего прочего, именно Львов был главным организатором той самой первой встречи выпускников 1951 и 71 годов, ставшей началом их дружбы. Васильков говорит, что Анатолия Ивановича уже тогда называли Аксакалом.

Вернемся к картине. На пороге класса застыл в нерешительности новый ученик, пришедший явно издалека. Он прослышал, что здесь его могут многому научить, что это настоящая школа жизни. Его не испугала дальняя дорога, и теперь ничто не остановит от последнего шага в классную комнату, в новую реальность. Тяга к знаниям сильнее бедности и робости.

В детях на том и другом полотне можно снова узнать выпускников 1971 года. Например, Анатолия Коряушкина. Сейчас Анатолий Алексеевич известный калужский предприниматель.

Александр Капцов.

(Продолжение следует)