Думиничская районная газета Калужской области Газета издается с 14 сентября 1930 года
09 мая 2024, четверг 01:25

«Ковровский большевик»: боевой путь по думиничской земле

«Ковровский большевик»: боевой путь по думиничской земле
13.09.2018

75 лет минуло со времени освобождения Калужской области от фашистского нашествия. Перед гражданином-патриотом своей малой родины стоит задача по сохранению для потомков каждого эпизода той войны, так или иначе связанного с нашей землей.

В освобождении Думиничского района от фашистов участвовал бронепоезд «Ковровский большевик», который с мая 1942-го целый год курсировал между Сухиничами, станцией Думиничи и железнодорожным мостом через Жиздру.

В тот период наличие бронепоезда сыграло значительную роль в крепости обороны Красной Армии на нашей территории. Впрочем, эта железнодорожная крепость принимала участие в освобождении еще четырех районов: Сухиничского, Кировского, Жиздринского и Хвастовичского.

Поэтому хочется уделить ему больше внимания, коснуться истории создания, проследить боевой путь.

Постройка военной техники силами трудящихся и на их средства — легендарная страница Великой Отечественной. Рабочие Владимирской области построили и отправили на фронт три бронепоезда. Металлисты ковровских заводов в этом деле зачинщики: их боевая машина была готова уже 9 ноября 1941 года, когда и получила имя.

Для создания бронепоезда выделили два пульмановских вагона и паровоз серии О-В, знаменитую «Овечку». Три завода приложили руку к «Ковровскому большевику». Продукцией местных предприятий «оборонки» он и был вооружен. На нем установили 16 крупнокалиберных танковых пулеметов Дегтярева и 4 авиационные пушки калибра 20 мм.

Первым командиром «Ковровского большевика» стал коммунист, капитан запаса Николай Фролов, работавший мастером на заводе, прежде служивший на бронепоездах и имевший необходимый опыт.

Предполагалось оставить бронепоезд для защиты Коврова, однако жизнь распорядилась иначе. Острота ситуации под Москвой была снята, началось наступление Красной Армии и миновала угроза прорыва немецких танков на этом участке. Поэтому 18 декабря «Ковровский большевик» отправился в столицу. Там он был включен в состав 43-го отдельного дивизиона бронепоездов, его огневую мощь дополнительно усилили.

«Ковровский большевик» быстро одержал свою первую победу: во время налета немецкой авиации на подмосковную железнодорожную станцию его пушки и пулеметы открыли огонь, один из бомбардировщиков был сбит. После этого боя несколько членов экипажа, включая командира Н.Фролова, были награждены медалями «За оборону Москвы».

Вскоре часть команды, составленной из опытнейших рабочих-оружейников, включая командира, отозвали домой — ковать оружие Победы. Но некоторые ковровчане на бронепоезде остались, проехали с боями путь до Западной Украины.

Для думиничан представляют интерес прежде всего боевые действия бронепоезда на нашей территории. После отзыва Николая Фролова командиром стал капитан Михаил Барляев. 1 февраля 1942 года «Ковровский большевик» двинулся по направлению к Калуге и далее на Сухиничи. Тогда его функции заключались в зенитной защите коммуникаций, идущих к Москве с западного направления. В марте он сопровождал санитарные поезда по пути их следования в тыл.

С мая «Ковровский большевик» действовал в районе станции Думиничи, а также у железнодорожного моста через Жиздру. Была и другая задача — не пропустить фашистов к Калуге с этой стороны.

В Сухиничах заправлялись водой и углем, а когда станцию обстреливали, бригада бронепоезда носила воду из речки, а паровой котел топила дровами. В лесах действовали партизаны, и с ними поддерживалась связь.

Немецкая авиация регулярно бомбила бронепоезд, но он умудрялся отбивать все атаки. Однажды «Ковровский большевик» выиграл тяжелейший поединок сразу с девятью «Юнкерсами». Немецкие бомбардировщики яростно атаковали его, но он, маневрируя, сумел избежать попаданий. Зато ответным пушечно-пулеметным огнем были сбиты сразу три вражеских самолета — случай в военной практике того времени почти уникальный!

В декабре 1942 г. бригада сообщала на ковровский завод: «В летний период бронепоезд много раз выполнял боевые задачи. Много разбито дотов и дзотов с живой силой и огневыми средствами противника, а также минометных и артиллерийских батарей. Недаром воздушные пираты охотятся за нашей боевой машиной. Были случаи, когда на нас налетали по 13 «юнкерсов» и «мессершмиттов» и старались разбомбить. Но врагу недешево обошлись его налеты: уже не один фашистский стервятник падал и разбивался на нашей земле».

В другом письме заводчанам командир 43-го дивизиона бронепоездов Горбонос и комиссар Кечин писали: «... На трассе, где расположен дивизион, фашистские летчики больше не смеют летать, не рискуя рухнуть на землю, а если и летят, то предпочитают забраться повыше. Несколько раз пытались вражеские самолеты разбомбить поезд, и каждый раз их попытки проваливались, а зарвавшиеся немецкие асы разбивались о землю».

В начале 1943 г. бронепоезд, поврежденный в боях с немецкими самолетами, был отправлен на ремонт в Тамбов. В июле того же года со вновь укомплектованной командой он занял свою прежнюю позицию у станции Думиничи.

12 июля, когда началось наступление Западного и Брянского фронтов на орловском направлении, «Ковровский большевик» участвовал в прорыве вражеской обороны в районе станции Думиничи. В ходе боев был разрушен мост через р.Жиздру и повреждено железнодорожное полотно, поэтому бронепоезд направили на станцию Фаянсовую (Киров) для охраны штаба Западного фронта. После восстановления железной дороги 43-й дивизион передислоцировали в Брянск для контроля дороги на Могилев.

Без потерь удавалось обойтись не всегда. Уже в 1944 году на Украине во время боя на станции Жмеринка при бомбежке был смертельно ранен командир бронепоезда капитан Михаил Барляев, а сам состав лишь чудом избежал прямых попаданий.

Боевой путь бронепоезда закончился в предгорьях Карпат весной 1945-го. Возле Тернополя он принял свой последний бой уже с отрядом националистов и потом был выведен в резерв, а после окончания войны расформирован.

К сожалению, в отличие от муромского «Ильи Муромца», часть которого превратили в памятник, от его ковровского собрата вещественных реликвий в виде вагонов или паровоза не сохранилось. Однако в книгах память о нем увековечена. Его история, без сомнения, одна из славных станиц военной поры.

Подготовил Александр Капцов.

***

Давным-давно отгремели бои Великой Отечественной. Вот уже 75 лет на калужской земле царят мир и покой, она залечила свои раны. Но люди интересуются военным периодом нашей истории, хотят знать подробности не только грандиозных сражений, таких, как битва под Прохоровкой, но и других эпизодов, которые принято называть боями местного значения. Хочется сохранить в народной памяти атмосферу тех лет, понять, как удалось выстоять и победить.

Депутат районного Собрания представителей МР «Думиничский район» Наталья Илюшкина:

Юбилей освобождения Калужской области от немецко-фашистских захватчиков — наш светлый праздник, такой же, как день освобождения района, 26 июля.

В этом году Думиничский район отмечал 75-летие знаменательной даты.

Участие в торжествах вместе с сотнями думиничан принимали почетные гости – ветераны, представители Законодательного Собрания и Правительства Калужской области.

Праздник запомнился не только концертной программой и традиционным Думиничским мотокроссом. В честь юбилейной даты были организованы конкурс автомобилей и автопробег по местам боевой славы. Он не случайно проходил через Чернышено и закончился в Хотькове. Ведь этот участок по рекам Жиздра и Рессета в 1942-1943 годах больше года был линией противостояния советских и немецких войск. Именно там фашисты предпринимали отчаянные попытки реванша. Но они провалились.

После митинга, спектакля и концерта в Хотькове праздничные мероприятия продолжились в райцентре на стадионе.

В преддверии 75-летнего юбилея освобождения были организованы посещения участников войны с вручением памятных подарков. В нашем поселке Новослободск районные и местные руководители побывали у ветерана Андрея Осиповича Черновола.

Подобные праздничные мероприятия поднимают у людей уважение к заслугам дедов и прадедов. Очень важно воспитывать дух патриотизма у молодежи. В нашей школе мы занимаемся этим постоянно. Обучающиеся не только живо интересуются историей, но помогают в уходе за братскими захоронениями, памятниками, принимают активное участие во всех праздничных мероприятиях.

В школе с 1980 года действует краеведческий музей, экспонаты которого способствуют формированию у подрастающего поколения патриотических чувств.

Хорошо, что и «районка» уделяет внимание делам давно минувших дней. Жаль, что очевидцев той поры, тем более участников войны становится все меньше. Но «Думиничские вести» всеми возможными способами добывают необходимую информацию и знакомят с ней своих читателей.

Написать комментарий: