Думиничская районная газета Калужской области Газета издается с 14 сентября 1930 года
29 апреля 2024, понедельник 11:13

Петербургский дивертисмент

Петербургский дивертисмент
20.03.2024

В северную столицу прибыли хмурым утром. Петербург известен не только своей красотой, но и сыростью, серостью и погодной переменчивостью, впрочем, последнее сулило улучшение ситуации. Так и вышло: после обеда выглянуло солнце, и я уже ходил в кепке с козырьком.

Сам пассажирский порт в Уткиной заводи, где причалил наш «Константин Симонов», ничем особенно не впечатлил. А вот Большой Обуховский вантовый мост через Неву очень красив, и позже я не раз его фотографировал — с теплохода, с берега и даже из автобуса.

Северная Венеция

На первую экскурсию пришлось одеться теплее, ведь это только вначале предстояло сесть в автобус, потом же перебрались на вместительный низкий катер для путешествий уже по городским рекам и каналам. Где это случилось – не знаю, слишком всё быстро…

Не случайно наш вояж назывался «Северной Венецией». Плавание продолжалось полтора часа, назвать же точный маршрут не могу. По пути из репродуктора постоянно звучали экскурсионные пояснения, но они быстро забываются, да и отвлекался я постоянно на фото и видео. Их достаточно, и по ним иногда можно определиться с координатами.

Например, на одном из снимков желтый дом в четыре этажа. На крыше надпись: «Университет путей сообщения». Хорошая привязка к местности — значит, мы тогда проходили по Фонтанке возле Обуховского моста (не путать с Большим Обуховским).

Крюков канал запомнился благодаря Мариинскому театру. Канал проходит как раз между основным корпусом и вторым. Мы поняли это по подвесному переходу между ними. Он был закрыт большой афишей: XXX музыкальный фестиваль «Звезды белых ночей», 24 мая — 17 июля. А в уголке приписка: «Худрук Валерий Гергиев». Миновав это объявление, увидели слева вход в здание с вывеской «Мариинский - 2».

Как берега сопровождают реку, так интересные красивые здания высились нескончаемой чередой с обеих сторон, причем обычно между ними нет промежутков — один дом плотно примыкает к другому. И так до перекрестка, то есть в нашем случае до моста.

Да, судно частенько «ныряло» под мосты. Под некоторыми было довольно тесно: свод так низок, что можно дотронуться рукой. Один мальчишка, сидящий передо мной, часто именно это хотел сделать, но его бабушка была начеку.

Наш рулевой, приближаясь к такому мосту, подавал громкий сигнал, похожий на ругательство. Ведь увлеченные съемкой туристы часто встают со своих мест. Удариться головой о металл или гранит перекрытия — то еще «удовольствие»!

Например, довольно низок Синий мост. Он еще и самый широкий – почти 100 метров. Оно и понятно, ведь мост является частью площади возле памятника Николаю I. Говорят, что сверху многие туристы, среди которых позже оказался и я, даже не догадываются, что под ними Мойка.

Вслед за Синим, на этой реке еще пара «цветных» мостов – Красный и Зеленый. Возле первого невозможно не заметить торговый дом с мудрёным чужеземным названием, зато имеется вторая вывеска, проще – «У Красного моста» Вот это по-нашему!

Зеленый - примечателен уже тем, что по нему проходит легендарный Невский проспект. Дальше по порядку идет мост Певческий – тоже очень широкий, с ажурными чугунными перилами.

На Фонтанке очень красив Пантелеймоновский, который в советские времена звался иначе – мост Пестеля.

И вот, наконец, вышли мы на простор Большой Невы. Там погодка сказывалась сильнее: в борт били свинцовые волны, люди ёжились от сырого ветра. До берегов уже далековато, но все равно красиво, то тут, то там угадывались силуэты знакомых зданий: Зимний дворец, Кунсткамера… Но доминировал все же шпиль Петропавловской крепости. На нее, крепость, и были в основном направлены наши объективы.

Потом миновали еще один большой мост (видимо, Троицкий). Вскоре свернули, прошли под каменной аркой Прачечного и вновь оказались в «закоулках», если так можно назвать славную реку Фонтанку. Получается, что Летний сад мы обогнули, то есть проплыли вдоль двух его сторон.

И как только он остался позади, вскоре прошли мимо самого маленького памятника Петербурга – Чижика-Пыжика. Высота птички всего 11 см, а вес около 5 кг (вместе с постаментом). Скульптура установлена в 1994 году на набережной Фонтанки, в том месте, где от нее отходит Мойка, недалеко от Михайловского замка и прямо возле 1-го Инженерного моста.

Чижик висит на вертикальной стенке между небом и водой. Сверху его не достать, с воды – тоже не очень. Тем не менее, объект уже не единожды пропадал, потом возвращался.

У туристов Чижик пользуется большим уважением — экскурсоводы распространили легенду о его чудодейственных свойствах. Якобы если сверху бросить монетку так, чтобы она задержалась на небольшом постаменте, то любое желание сбудется. Денег кидают много. Практически все они летят в воду Фонтанки.

Популярность памятника такова, что дала название алкогольному бренду. Водка так и называется – «Чижик-Пыжик». На подаренном «шкалике», который стоит у меня на столе, указана дата основания северной столицы – 27.05.1703. С одной стороны нарисован настоящий чиж (птица), на другой – его скульптурное изображение. Стрелочкой указано, куда следует попасть монетой. На бутылочке нашлось место даже для старых стихов: «Чижик-Пыжик, где ты был? На Фонтанке водку пил». Чтобы постичь скрытый смысл этих строк, надо знать давнюю историю. В ней речь вовсе не о птице…

Вскоре я сделал два снимка внушительного желтого здания с куполом и даже не успел понять, что же это такое. И только дома разобрался, что это цирк, который называется Большим, Государственным, но с 2015 года, после реконструкции, ему вернули старое название по имени бывшего итальянского владельца — Чинизелли. Петербуржцы чаще зовут его просто — цирк на Фонтанке.

В самом конце «венецианского маршрута» мы прошли под знаменитым Аничковым мостом, с четырьмя прекрасными скульптурными группами, изображающими разные стадии укрощения коня. Именно эти творения Петра Клодта принесли сооружению настоящую популярность.

А первый мост на этом месте был деревянным, и его строил в XVIII веке батальон под командованием Аничкова. Некоторые шутники до сих пор зовут Аничков еще и «Мостом восемнадцати яиц». Почему? Узнайте сами.

Нынешний, каменный, является объектом культурного наследия России и одним из символов Петербурга. По нему Невский проспект пересекает Фонтанку.

Во время ленинградской блокады памятники демонтировали и закопали в саду Аничкова дворца, который находится недалеко. Скульптуры вернулись на свое место за одну ночь с 1 на 2 июня 1945 года. Поэтесса Ольга Бертгольц, наблюдавшая за процессом, написала тогда: «… и так остро еще раз ощутили мы мир».

Где-то за мостом наша водная экскурсия закончилась и перешла в наземную — мы причалили и пересели в автобус.

Александр Капцов.

(Продолжение следует)

Написать комментарий: