Вам - не согнувшимся, смерть одолевшим...
Последний фронтовой призыв
Василий Михайлович ИЛЬИН родился 7 января 1927 года в деревне Черный Поток Людиновского района.
5 июня 1941 года учащиеся Черно-Потокской семилетки сдали последний выпускной экзамен. Василий Ильин отвез документы в Жиздринский сельскохозяйственный техникум и стал ждать вызова в приёмную комиссию. Не дождался. Началась война.
- В июле, - рассказывал Василий Михайлович, - мама и мы, пятеро детей, провожали отца на фронт. В сентябре 1941 года немцы оккупировали нашу деревню.
В 1943 году жителей отправили в концлагерь, который находился в Алитусе. Мама, старшая сестра, я и два младших брата работали у бауэра недалеко от города Кюстрин. Собачья это была жизнь. Мы постоянно ощущали голод, терпели унижения. Освободила нас в феврале 1945 года Красная Армия.
К этому времени Василию Ильину исполнилось 18 лет. Он был зачислен стрелком в 12-й гвардейский танковый корпус 34-й десантной бригады Первого Белорусского фронта.
- Полтора месяца нас обучали воевать, - Вспоминает Ильин, - а потом оправил на фронт. Первый бой - самый страшный. Проходил он уже на подступах к Берлину. Мы, стрелки, укрылись в окопах, готовые после артподготовки пойти в наступление вслед за танками. В наше расположение прибыли «катюши». Выпустив по немецким позициям залпы реактивных снарядов, они тут же уехали. Немцы, конечно же, засекли эти огневые точки и обрушили на нашу передовую всю мощь своей артиллерии. Вот там я и познал, что такое ад.
В городах приходилось фашистов «выкуривать» из подвалов, квартир, этажей, коридоров. Каждый дом немцы превращали в крепость.
При штурме одного из жилых домов Василий Михайлович получил тяжелые осколочные ранения с повреждением глаза и черепно-мозговой травмой. Две недели находился в санбате без сознания. Долечивался в госпитале на территории Польши. В конце августа 1945 года вернулся в родную деревню инвалидом II группы.
С такой же группой инвалидности, но только чуть раньше, пришел его отец, сержант-артиллерист, награжденный медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги».
- Обживались мы трудно, рассказывал В.М. Ильин. - В семье два инвалида. Дом - одни стены. Пришлось ютиться в подвале и строиться.
Несмотря на назначенную пенсию, Василий Михайлович вскоре после возвращения устроился на работу в управление геологоразведки.
В 1948 году топографическая партия, в которой он определял места бурения, вела разведку в селе Вёртное - там геологи искали залежи угля. Василию сразу приглянулись здешние живописные места, а также девушка Варвара. В 1949 году они сыграли свадьбу.
Так и остался Ильин в Вёртном. Своими руками дом построил. Прожили вместе с супругой 57 лет, вырастили четверых детей - двух сыновей и двух дочек.
Василий Михайлович умер 23 сентября этого года. Всего несколько месяцев не дожил он до 90-летнего юбилея.
Регулировщица Саша
Александра Алексеевна ИВКИНА (девичья фамилия Полиданова) родилась в Вёртном 27 марта 1923 года.
С апреля 1942 года в селе стояла военная часть, при ней была пекарня. Для молодой девушки там нашлась работа. За труд ежедневно выдавали буханку хлеба. Это была высокая зарплата.
Осенью жителей села эвакуировали, их семья тоже уехала, а Саше предложили остаться - из-за работы на пекарне. А когда началось наше наступление, она попала в запасной полк, затем в школу младших командиров. Через полгода Саша была уже на фронте в составе 104-го железнодорожно-эксплуатационного батальона.
Обязанности распределялись так: мужчины ремонтировали дорожное полотно, девушки дежурили на контрольных постах, регулировали движение. При необходимости проверяли документы (могли остановить любую машину), но самое главное, они были обязаны держать в памяти (записывать не разрешалось) массу информации: какую технику по какой дороге направлять. И ошибиться нельзя было: неразбериха могла стоить жизни.
Многие водители знали ее в лицо и нередко обращались не по уставу, не «товарищ сержант», а запросто - Шураня.
Но на войне как на войне. Женщинам досталось ничуть не меньше чем мужчинам. Линия фронта подчас быстро менялась. Особенно тяжело было, когда начиналось большое наступление. Первыми шли саперы - разминировали дорогу, следом - их батальон. Мерили километры пешком, спали прямо возле дороги на «перине» из лапника, питались всухомятку: кухня, как правило, отставала.
Из-за того, что не успевали перевести на летнюю форму одежды, случалось, шлепали по воде в валенках. А какие были снежные, морозные зимы! «В Белоруссии - вспоминала Александра Алексеевна,- раз чуть не замерзла. Еле отходили меня. Думала, заболею. Нет, обошлось. Наверное, Бог уберег».
Особенно запомнилась ей заваруха под Минском. Приказано было поставить новый указатель. Но враг неожиданно пошел на прорыв, и наши девушки оказались в самом пекле боя. На ржаном поле их взвод несколько часов пролежал ничком. Когда немецкая артиллерия, наконец, угомонилась, и они, полуоглохшие, закопченные выбрались на дорогу, идти было невозможно: на каждом шагу трупы людей и лошадей, останки разбитой, покореженной техники.
На фронтовой фотографии 1945 года она в беретке. Это не по уставу. Девушкам тоже полагалась пилотка. Но кто-то достал береты, так они понравились... И начальство разрешило.
О победе Александра узнала раньше официального объявления.
«Восьмого мая, как обычно стою на перекрестке, направляю движение. Мимо едет шофер из штаба: «Шураня, иди новость скажу».
- Что, - спрашиваю, - случилось?
- Война кончилась. Немцы подписали акт о капитуляции.
- Неужто правда? А почему не сообщают?
- Скоро сообщат. Ждите.
На другой день лейтенант разбудил нас криком: «Девчата, подъем! Войне конец! Победа!» Сколько же было радости, как мы были счастливы...
Победу сержант Полиданова встретила на немецкой земле, в 60 километрах от Берлина. За участие в войне она награждена медалью «За боевые заслуги».
После демобилизации ей предложили работу в райвоенкомате, который в то время находился в Брыни. В этом селе Александра и встретила суженного. Она вышла замуж за Сергея Ивановича Ивкина, который тоже был участником войны. Они вырастили двоих сыновей.
С 1948 года Александра Алексеевна трудилась в колхозе и организованном на его базе совхозе: учетчицей, нормировщицей, заведующей током, 8 лет заведовала Горской МТФ.
В 2013 году знаменитая «регулировщица Саша» отметила 90-летний юбилей. «Секрет» долголетия бабушки Шуры прост и может служить примером для подражания: ладить с людьми, не нервничать по пустякам, никому не завидовать, быть спокойной и рассудительной.
Скончалась Александра Алексеевна в 2014 году, унеся с собой еще одну страничку летописи Великой Отечественной войны.
Сквозь пламя двух войн
Андрей Яковлевич КОПЫЧЕВ прожил большую жизнь. Родился он 25 октября 1911 года в селе Вёртное.
В 1933-1936 годах служил инструктором химического батальона 3-й отдельной химической батареи Белорусского военного округа.
В 1939 году началась война с Финляндией. Андрей Яковлевич служил в должности метеонаблюдателя в 263-м стрелковом полку. «Сказать, что было сложно, не сказать ничего, - рассказывал он. «Линия Маннергейма» была сильно укреплена, финны прорвали дамбу, и вода, заливая подступы к линии обороны, замерзала на 50-градусном морозе. Боевые действия осложняли финские снайперы - «кукушки». Они знали свою территорию и были незаметны.
Сложно было подъехать к доту. Наши танки подбивали раньше, чем они успевали выполнить задачу. Мы вытаскивали раненых и продолжали попытки. В начале 1940 года пришли новые танки: ИС («Иосиф Сталин») и КВ («Климент Ворошилов») с усиленной лобовой броней. На них мы могли подъезжать вплотную к вражеским укреплениям. К таким танкам мы прикрепляли корыта и клали в них взрывчатку: тол, аммонал, динамит. Подъезжая к дотам, закладывали ее между точками в проходах и взрывали. С такой техникой воевать было легче».
В январе 1940 года в одном из боев Копычев был ранен в ногу. Почти 5 месяцев находился на излечении в военном госпитале Петрозаводска.
Когда началась Великая Отечественная, Андрей Яковлевич пошел на фронт добровольцем: из-за ранения, полученного в финскую компанию, он не подлежал мобилизации.
Начал войну рядовым в должности старшего писаря Армейского военно-технического склада №1829, потом служил на химическом складе. Заправлял огнеметные танки, работал на компрессоре.
Закончил войну Андрей Яковлевич в звании младшего лейтенанта-техника в танковых частях. Награжден медалями «За боевые заслуги» и «За оборону Москвы».
Осколки от снаряда остались в ноге и всегда его беспокоили, особенно в непогоду. О Дне Победы, который встретил в Латвии, говорил: «Самый замечательный день в моей жизни».
После войны тяжело заболела и умерла супруга Андрея Яковлевича, на его попечении осталось пятеро детей. В деревне Песочня, где он с 1950 по 1956 год работал председателем колхоза «Ленинец», бывший фронтовик познакомился с учительницей, Серафимой Савельевной, между ними вспыхнула искра и вскоре они сыграли свадьбу. У них родилось двое детей: сын Александр - живет в Санкт – Петербурге, и дочь Людмила - живет в селе Вёртное.
Андрей Яковлевич Копычев умер в 1991 году.
***
Сменяются поколения, меняется жизнь детей и внуков и правнуков тех, кто пережил это страшное испытание, однако никогда и никому не удастся вычеркнуть из памяти народа историю той войны, историю нашей победы в ней.
К сожалению, время берет свое, уходят из жизни ветераны, время безжалостно к ним, и наша задача состоит в том, чтобы помнить о людях, совершавших подвиги во имя нашего будущего.
Дарья Солиева, учащаяся 5 класса Вёртненской средней школы.
Руководитель: Татьяна Сергеевна Полиданова, учитель истории и обществознания.
(Доклад на районной краеведческой конференции, печатается в сокращении).
Написать комментарий: