Думиничская районная газета Калужской области Газета издается с 14 сентября 1930 года
27 апреля 2024, суббота 03:31

Лошади не слабы, но дорога — ухабы

Лошади не слабы, но дорога — ухабы
02.08.2018

Завидный юбилей — 90 лет со дня рождения - отметила думиничанка Варвара Петровна Попкова. «Никогда не думала, что доживу до такого возраста», - с улыбкой говорит она.

В этот день ее скромное жилище посетили глава районной администрации Владимир Жипа и председатель Совета ветеранов Николай Гончаров. Гости сердечно поздравили бабушку от себя, а также зачитали приветственные послания от Президента и Губернатора, пожелали Варваре Петровне здоровья и благополучия, преподнесли цветы и подарки.

Виновница торжества призналась, что ей очень приятно, потому что такой почет - награда за труд, за всю долгую жизнь. А жизнь эта была непростой, линия судьбы — извилистой.

Родилась Варвара Азарченкова в Баранкове Хлудневского сельсовета. В 1933 году из-за голода ее мать уехала из деревни, устроилась на завод в Думиничи. Варя осталась с бабушкой, которая ее вырастила и воспитала. Вместе они перебрались сначала в Брынь к дедушке, а в 1936-м, когда он умер, в Александровку.

Там бабушка сняла жилье, устроилась техничкой в школу, а Варя девяти лет от роду пошла в первый класс. Ее «университеты» закончились с началом войны, а в октябре 1941-го в Александровку уже пришли немцы.

Детская память многое сохранила из этого периода, но особенно запомнилось, как после освобождения всё поле по пути в Думиничи было усеяно телами советских и немецких солдат. «Фашистов было больше», - говорит Варвара Петровна. Их стаскивали в огромную воронку. Своих бойцов хоронили отдельно.

Один из авианалетов многих в Александровке лишил жилья, дом в Баранкове тоже сгорел. Положение усугублялось голодом и нищетой: отсутствовало даже мыло, а пустой суп из крапивы нечем было посолить…

Пришла Победа, радость была велика, но удержаться на энтузиазме не получалось, организм требовал хоть какой-то пищи. Бабушка с внучкой сели в поезд и поехали в неизвестность. Попали в Белоруссию и жили там подаянием. Потом одна хозяйка пригласила Варвару в работницы. Несколько лет девушка, как говорится, за стол и кров выполняла всю тяжелую работу по дому.

В 1950 году вернулись в Баранково — жить негде, документов нет. Варвара хлопотала их через врачей. Сначала ей дали свидетельство о рождении, потом в Думиничах получила паспорт и сразу устроилась на ЧЛЗ. Сначала была разнорабочей в литейном, потом делала формовочную смесь.

Никаких нарядов в то время у молодежи не было, Варвара тоже одевалась во что придется. Но от природы она была здоровой и красивой. Фронтовик Петр Гордеев положил на девушку глаз, стал ухаживать и вскоре попросил руку и сердце.

Предложение было формальным, поскольку расписаться они не могли — где-то далеко у Петра осталась прежняя жена. Варвара не сменила фамилию, но это не помешало ей быть настоящей женой.

Жизнь постепенно налаживалась. Два года они ютились в комнате-одиннадцатиметровке, но семья росла, жилплощадь прибавлялась. Со временем на улице Жданова у них уже была трехкомнатная квартира. Супруги работали, держали большое домашнее хозяйство.

В то время на краю аэродрома стоял одинокий домик, в 1971 году Петру Гордееву предложили его занять. Варвара этого не хотела, ведь там даже колодца не было, но муж загорелся переездом и настоял на своем.

Устроились на новом месте: Петр Гордеевич заменил окна, перевели скотину, но воду поначалу таскали с улицы Гагарина. Разумеется, со временем появился и свой колодец.

На заводе Азарченкова трудилась лет семь, потом была уборщицей в магазине, а когда дети выросли, устроилась санитаркой в роддом. Там и работала до пенсии, а потом еще лет 10. «Я женщина добрая, не скандальная, - говорит Варвара Петровна, - считалась в больнице одной из лучших санитарок. Были подарки, грамоты и благодарности, я ветеран труда». Кстати, она имеет и статус труженика тыла.

С Гордеевым Азарченкова прожила 36 лет, вместе вырастили четырех сыновей. В 1986 году муж неожиданно умер, и это оказалось большим ударом. Варвара Петровна видела, что у детей уже своя жизнь. Одиночество на старости лет — ноша тяжелая. Как нести ее дальше? Героиня моего рассказа уже смирилась, что остаток пути предстоит пройти одной, оставив в прошлом женское счастье.

О появлении в ее судьбе нового мужчины Варвара Петровна вначале говорила неохотно, как будто стеснялась второго, такого позднего брака, но надо же было объяснить свою нынешнюю фамилию.

Оказалось, что заслуга принадлежит Якову Гавриловичу Попкову. Азарченкова замуж не собиралась, но мужчина был очень настойчив и в конце концов изменил их жизни в лучшую сторону. Впрочем, такую положительную оценку своему шагу она дала по прошествии времени. А тогда… Тогда посоветовалась с детьми, оставила дом сыну Михаилу и ушла к мужчине в общежитие. Ушла — как в омут с головой кинулась, не от большой любви, а почти от безысходности. Но уж очень боялась, что ее осудят люди.

Правда, года через два Якову Гавриловичу как ветерану войны дали квартиру. Вместе они прожили 9 счастливых лет, за это время Варвара Петровна ни разу не слышала от него грубого слова. «Я даже не знала, что есть такие мужики», - говорит она.

Но муж ушел в мир иной, и снова одиночество одолевает, снова жизнь, как то поле в воронках: то ли мимо пройдешь, то ли свалишься и шею свернешь. Три сына она уже похоронила. Легко ли это? Нет, есть невестки, есть внуки, правнуки, даже три праправнучки уже. Но их дело молодое, откуда им знать, что пожилой «предок» уж очень неудачно упал…

Перелом шейки бедра — бич женщин в ее возрасте. Варвара Петровна сейчас снова ходит, но уже на костылях.

Было дело — опять упала, повредила колено, больно очень, и стала под кожей жидкость скапливаться. Позвонила в больницу, вскоре к ней домой приехал Равиль Мухаметович Фахрутдинов. Он и потом еще дважды приезжал, профессионально помогал ей. И полегчало, коленка зажила.

Как же все-таки сурова бывает жизнь. Варвара Петровна рассказывала про посещение хирурга с гордостью, мол, делал он это не только по долгу, но и по доброте, по знакомству. Попкова отметила, что этот врач всегда находит нужные слова поддержки, что он просто хороший человек.

Именно так, как о живом, говорила она о любимом докторе, еще не знала, что смерть Равиля Мухаметовича, увы, печально совпала с ее юбилеем.

А расставались мы с Варварой Петровной все же на оптимистичной ноте. «Я немало повидала, много пережила, - сказала она. - Не хотелось копаться в прошлом, но мы хорошо поговорили, и мне легче стало».

Александр Капцов.

Написать комментарий: